Температурные колебания в зимний период последних лет становятся все более очевидными: после экстремально холодной зимы 2006 года наступила экстремально теплая зима 2007 года, в прошлом году в пределах одного января наблюдались теплые и экстремально холодные дни. И, наконец, за месячный промежуток с декабря 2009 по январь 2010 года Новосибирск успели посетить целых 4 волны арктического холода, перемежавшиеся ощутимыми потеплениями. О причинах скачков температуры, изменениях климата и точности метеопрогнозов корреспондент НГС.НОВОСТИ поговорил с пресс-секретарем Новосибирского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Ренадом Ягудиным.
Как обстоят дела с точностью прогнозов?
По идее, чем лучше мы наблюдаем за погодой, тем выше качество прогнозов. В 1980-х годах повсюду внедрялось оборудование, сети были насыщены наблюдательными приборами. Однако в 1990-е годы, когда был развал всего и вся, многие приборы вышли из строя. В результате, некоторые виды наблюдений стали выполняться визуально — это в первую очередь касается облачности.
Ситуация изменилась в последнее время, когда новосибирский завод «Луч», участвующий в международном проекте по реконструкции метеорологической сети РФ, начал сборку современных автоматических метеокомплексов. Надеемся мы и на суперкластер, который будет обрабатывать информацию, создавать математические модели, благодаря которым, в частности, увеличится заблаговременность прогнозов.
Расскажите об изменении климата в Новосибирской области в течение последних лет.
Для того чтобы понять, что происходит в Сибири, необходимо вкратце коснуться изменений климата во всем мире. За 100 лет в мировом масштабе температура повысилась на 0,74 градуса. При этом большинство ученых склонны считать, что сейчас мы переживаем фазу стабилизации глобального потепления. Температурный максимум, если говорить обо всем мире, был достигнут в 1998 году и после этого превзойден не был.
Придерживающиеся официальной точки зрения утверждают, что после наблюдаемого сейчас затишья рост температуры продолжится, по крайней мере, до середины XXI века, однако есть и альтернативные воззрения, согласно которым теперь температурная кривая, напротив, теперь пойдет по ниспадающей.
На России (с ее среднегодовой температурой –4 °С и десятью миллионами квадратных километров вечной мерзлоты) потепление сказалось сильнее — температура стала выше на 1,3 градуса, а в Западной Сибири — на 1,5. При этом в России пик был достигнут в 2007 году, а в Западной Сибири ярко выраженных пиков было два — один в 2002 году и другой в 2007-м. Более сильно потепление чувствуется в зимние и весенние месяцы, летом этот тренд гораздо слабее. За последние 10 лет зимой и весной температура повысилась на 0,3–0,6 градуса, а летом всего на 0,2.
Иногда понимают потепление неверно — вроде того, что «сегодня теплее, чем вчера, а завтра еще теплее, чем сегодня». На деле оказывается, что намного более яркими становятся пики, увеличивается повторяемость опасных явлений.
Академик Николай Добрецов назвал это явление «нарастающей конфликтностью природы». Вот примеры резкой годовой изменчивости погоды из последнего времени: зима 2006 года, когда морозы были около –50 °С (кстати, абсолютный минимум в Новосибирске был зафиксирован 9 января 1915 года –51), и следующая зима 2007 года, когда температура была выше нормы на 10 градусов и оттепели доходили до +4. В январе прошлого, 2009 года первые две декады были теплые, а третья — экстремально холодная.
В России в полтора раза возросла частота опасных явлений, а в Западной Сибири за 30 лет метелей больше стало на 20–30 %.
Какие были отмечены последствия изменения климата?
За 30 лет площадь арктических льдов уменьшилась примерно на 10 %, лед стал менее устойчивым, площадь вечной мерзлоты в России уменьшилась на 7 %. В Сибири из-за таяния вечной мерзлоты чаще стали случаться аварии нефте- и газопроводов: порядка 35 тысяч аварий ежегодно. С осадками сложнее — говорят, что осадки увеличились в северных и средних районах Сибири (Новосибирская область принадлежит к среднему району). При этом уменьшился ресурс осадков южных районах. Поэтому на Алтае, в Иркутской и Читинской областях падает урожайность, а у нас наоборот растет. За последние годы липа и береза стали цвести на 5–8 дней раньше срока. Прочно обосновались колорадский жук, саранча, новые виды малярийных комаров. Возможно, появятся и другие, нетипичные насекомые.
А что говорят климатологи, придерживающиеся альтернативной точки зрения?
Их аргументы не менее весомые. Официальная концепция заключается в том, что наибольшая доля потепления, наблюдавшегося в последние 50 лет, обусловлена деятельностью человека — в первую очередь выбросом газов, вызывающих парниковый эффект, таких как углекислый газ и метан. Оппоненты же говорят, что в X–XI веках климат был теплее на 3–5 градусов, при этом никаких антропогенных явлений не было, и Гренландия была зеленой и там паслись овцы. Они говорят, что климат цикличен. И намного важнее в парниковом эффекте роль водяного пара, а не углекислого газа.
А каков был климат на территории Новосибирской области в X–XI веках?
Очевидно, что было теплее, чем сейчас, — приблизительно в указанном диапазоне, на 3–5 градусов. Однако говорить о точных цифрах сложно, ведь в Новосибирске и Новониколаевске наблюдение за погодой начало проводиться с 1900 года.
Говорилось ли метеорологами о катастрофических сценариях, касающихся нашего региона?
По одному из сценариев, воды Карского моря могут залить север Западной Сибири до Тобольска. Тогда климат Новосибирска действительно может несколько измениться, например, возрастет влажность воздуха, частота осадков. Но это, конечно, экстремальный сценарий.
Влияет ли на климат в Новосибирске водохранилище?
Многие преувеличивают роль водохранилища в климате города. Если говорить об акватории водоема, то территориально оно очень ограничено. Обское водохранилище оказывает влияние лишь на микроклимат, в километровом диапазоне. Он, к примеру, более влажный и ночью — более теплый. А что касается территории города, то она, как и область в целом, грубо говоря, являет собою часть огромной продувной равнины, поэтому такие мелкие факторы на климат не влияют.
Владимир Иткин
Фото Веры Сальницкой