Новосибирский областной суд вынес достаточно редкое в местной юридической практике решение о пожизненном заключении — 27-летий Дмитрий Дильшнайдер признан виновным в серии ограблений и убийств пожилых людей. Наркоман-рецидивист выслеживал жертв у продуктовых магазинов, провожал до квартир, забивал молотком, похищал ценности и деньги. 70–80-летние старики не могли оказать налетчику сопротивления, а те, кто выжил, не могли описать примет нападавшего — большинство потеряли память. Добычей Дильшнайдера становились достаточно мизерные суммы, мало сравнимые, как говорят следователи, не то что с жизнью человека, но и даже с риском, на который идет сам грабитель. Обвинения Дмитрию Дильшнайдеру были предъявлены по ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство, сопряженное с разбоем» и по ч. 4 ст. 162 «Разбойное нападение, совершенное с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего».
Согласно материалам уголовного дела, 27-летний Дмитрий Дильшнайдер, наркоман со стажем, весной 2007 года освободился из мест лишения свободы после отбывания наказания за совершение краж и грабежей. Летом Дильшнайдер кое-как перебивался случайными заработками, а осенью решил вернуться на «криминальную стезю». Возрастающие наркотические потребности привели к тому, что с конца сентября 2007 года Дильшнайдер начал совершать чуть ли не ежедневные разбойные нападения на пожилых людей.
Пенсионеры 60-, 70- и 80-летнего возраста подвергались внезапному нападению — Дильшнайдер наносил удары по голове молотком, большинство жертв оказывались в больнице с открытыми ранами, переломами и раздроблениями костей черепа. Первых потерпевших налетчик грабил в подъезде — забирал мелочь и продукты. Эта добыча была настолько ничтожна, что со временем Дильшнайдер решил провожать стариков до порога квартиры — тогда можно было поживиться ценностями и пенсионерскими «заначками».
Злоумышленник дожидался момента, когда пенсионеры отпирали входную дверь, наносил свои смертоносные удары, обшаривал карманы и обыскивал жилище. Почти все награбленное, как говорят оперативники, Дильшнайдер тратил на наркотики.
Когда серия нападений на стариков только началась, у правоохранительных органов имелось весьма скудное количество объективных данных, которые бы позволили быстро задержать подозреваемого. Фактически никто из потерпевших не мог описать каких-либо конкретных примет налетчика: после нескольких разбоев сыщики знали только то, что предполагаемый преступник — «некий мужчина в темной одежде». Схема совершения нападений охватывала в основном Калининский район Новосибирска. Постепенно выяснялось, что каждая жертва незадолго до нападения посещала продуктовый магазин или отделение Сбербанка. Была выдвинута версия о том, что неизвестный злоумышленник в своей «работе» ставил основную ставку на немощность жертв — вряд ли кто из пенсионеров сможет запомнить точные приметы налетчика или оказать сопротивление.
Вскоре сыщики все-таки установили, что предполагаемый преступник мог иметь одну особую примету — якобы он всегда носил с собой темный кейс небольшого размера. На поиск мужчины средних лет в темной одежде, с кейсом в руках, выслеживающего стариков, были ориентированы десятки милицейских патрулей.
Оперативники организовывали и засады — тщательно изучали обстановку вокруг нескольких местных продмагов и сберкасс, наблюдали за подходящими и уходящими пенсионерами — не выслеживает ли кто стариков.
В декабре 2007 года во время одной из таких операций налетчик был задержан. Наряд участковых милиционеров Калининского РУВД приметил возле магазина на улице Народной гражданина, подходящего под описание грабителя-убийцы пенсионеров. Мужчина прогуливался возле магазина, озирался по сторонам и провожал взглядом пожилых людей. А в руках у него был небольшой черный кейс. В отделении милиции Дмитрий Дильшнайдер заявил, что подрабатывает электриком — для того и молоток с пассатижами, обнаруженные в кейсе. Но когда у Дильшнейдера спросили, зачем ему карта города, разбитая на определенные квадраты с отметками, совпадающими с адресами нападений на пенсионеров, тот не нашелся, что ответить.
В общей сложности Дмитрий Дильшнайдер совершил 13 разбойных нападений на стариков, 5 из них закончились гибелью потерпевших. Обвинения налетчику были предъявлены по ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство, сопряженное с разбоем» и по ч. 4 ст. 162 «Разбойное нападение, совершенное с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего». После поступления материалов уголовного дела в суд обвиняемый запросил коллегию присяжных. К этому моменту Дильшнадер уже отказался от своих первоначальных признательных показаний и заявлял о своей полной невиновности.
Жюри присяжных признало вину подсудимого доказанной по всем инкриминируемым эпизодам. Никакого снисхождения Дильшнайдер, по мнению присяжных, не заслуживал. А через несколько дней после оглашения обвинительного вердикта судья облсуда зачитал Дмитрию Дильшнайдеру окончательный приговор — пожизненное лишение свободы.
Леонид Марченко
Фото gettyiamges.com