В воскресенье, 4 мая, в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов прошла встреча прессы с профессором Владимиром Лантухом, директором одноименного офтальмологического центра. В свой юбилей — 65 лет — в неформальной обстановке профессор, отменив все приемы, не столько выразил свое мнение по поводу заболеваний глаз, сколько говорил о проблемах современной российской медицины. Журналист НГС.НОВОСТИ побывала на встрече и посмотрела на проблему глазами глазного врача.
Справка: Лантух Владимир Васильевич (родился в 1943 г). Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, отличник здравоохранения СССР, академик РАМТ, заведующий кафедрой глазных болезней Новосибирского государственного медицинского университета). Руководитель старейшего частного медицинского учреждения в Сибири — клиники профессора Лантуха (основана в 1991 г.) Основное направление деятельности — микрохирургия глазных заболеваний и пластические операции в области микрохирургической блефаропластики.
Можете ли вы выделить основные положительные тенденции, которые сегодня существуют в медицине?
Сейчас в медицине наступает пора регламентации — на все есть стандарт. Самое главное, что регламентация идет в образовании. Например, если в период разрухи, помогая выжить частной клинике, мы занимались пластической хирургией (начиналось все с «золотых нитей»), то сегодня я, к примеру, имея специализацию по офтальмологии, имею право заниматься лишь глазами, блефаропластикой. И вот к чему это привело: мы стали технологичны настолько, что сейчас в некоторых отраслях медицины мы не отстаем от Запада. Где мы еще не отстаем? Трудно сказать, разве что в торговле.
Как вы оцениваете ситуацию с государственными больницами?
Сейчас мы не знаем, что делать с медициной — по Конституции, она у нас бесплатна. Нарушать Конституцию нельзя. И что с ней делать — тоже непонятно. Чтобы бесплатная медицина была хорошей, нужно выделять не 3 % бюджета, а 17–20 %, как в других странах. У нас таких денег никогда не будет. Или будут, но их не дадут. Медицина за границей шикарная, но очень дорогая. Врач должен зарабатывать столько, сколько он может зарабатывать — не получать заработную плату, а именно зарабатывать! Пусть он работает день и ночь, к нему идет поток людей, все они платят или же платит страховая медицина — так нужно. Все затухает там, где ничего не оплачивается. Мы все это прекрасно понимаем.
Однако сегодня многие наслышаны или лично убедились в сомнительной эффективности некоторых частных клиник…
Наши «клиники» на самом деле не клиники, потому что там нет полного цикла обследования и лечения. Есть только обследования, лечение по отдельным отраслям. Клиник полного цикла у нас пока не существует. Сейчас я разрабатываю планы создать такую клинику и собрать под одной крышей самостоятельных профессионалов. Их много, но нужно еще, чтобы врач хорошо оплачивался и болел за свое дело. Ведь нищий врач — это несвободный человек.
Считаете ли вы, что будущее — за частной медициной?
Я не хочу прямо отвечать на этот вопрос, но поясню на примере. Вчера общался с хорошим другом. Он пенсионер, недавно пришлось пережить операцию (за свои деньги). Рассказал, что пытался неоднократно обойти бюджетные инстанции, но безрезультатно. Теперь он привык платить за лечение, зная: чтобы получить результат, нужно заплатить. Если даже нищие пенсионеры стали это осознавать, о чем же тогда речь?
Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?
Могу рассказать на своем примере. У меня частная клиника. Я должен купить оборудование, хорошо платить сотрудникам и при этом недорого лечить, А рядом — государственная клиника, которая оказывает платные услуги, и при этом им не нужно платить за оборудование, аренду. Все мы знаем, что сегодня выжить в аренде может только торговля. А оборудование иной раз стоит больше самого помещения.
Я считаю, что нельзя иметь двойных стандартов: государственные учреждения не должны предоставлять платные услуги. В перспективе нужно четко разделить эти понятия: сформировать более или менее нормальную социальную медицину, а параллельно строить качественную платную медицину, которая пойдет по добровольному медицинскому страхованию. У человека должен быть вариант: либо получить нормальную помощь, отсидев в очереди, либо высококачественную платную консультацию в частной больнице. Соединить все воедино не получится никогда. И нужно отойти от двойных стандартов, когда врач госучреждения стыдливо принимает деньги от пациента. Впрочем, сегодня даже и врачи этого почти не стыдятся.
Многие говорят, что сегодня нет хороших врачей и лечить стало некому…
Единственный выход сегодня — воспитывать врачей. Среди студентов много ребят, которые хотят и готовы работать. Но прежде чем молодой специалист станет врачом хорошей клиники, ему придется проработать в государственной организации за мизерную зарплату. Но не стоит забывать: это специфика врача во всем мире. Врач начинает настоящую практику только после тридцати лет. Он прошел мощный отбор, конкуренцию, он очень многое должен знать и уметь, чтобы у него была клиентура — он ее выращивает сам. И он начинает жить только после тридцати–сорока лет, а до этого там врач тоже нищий. К сожалению, у нас многие к этому возрасту привыкают работать по старой системе, и их переучить невозможно. Это серьезная проблема.
Можно ли сказать, что хороший врач — хорошо оплачиваемый врач?
Не всегда. Многих бюджетных врачей устраивает сложившаяся ситуация, когда они получают деньги в конверте. Самое сложное — научить человека делать выбор. Если специалиста зовут работать в частную клинику, ему обычно предлагают зарплату равную или чуть большую его суммарным заработкам согласно критерию «не меньше». И что он выберет? Он еще трижды подумает, зачем ему частная больница, есть ли там социальные гарантии. В частном центре много работы, и самое главное — нужно нести полную ответственность за нее. Это самый главный вопрос: как сделать так, чтобы специалисты научились отвечать за качество своей работы? Сегодня такая ситуация наблюдается, пожалуй, лишь в стоматологии, где врачи кровно заинтересованы в результате своей работы: у них большая конкуренция и качество обслуживания совсем иное.
И напоследок: что вы видите позитивного в этой отрасли?
Кто бывал за границей, прекрасно знает и видит, как изменилась медицина у нас и как не изменились они. У нас все только начинается, тенденции едины, и от них никуда не уйти. Поэтому у нас все впереди.
Ирина Киснер
Фото предоставлено пресс-клубом НСЖ