В Новосибирске разворачивается громкий скандал - о своих претензиях к государству заявил бывший осужденный Евгений Лукин. 37-летний житель Новосибирска отсидел 5 лет за преступление, которого не совершал. И сидел бы еще 7 лет, если бы не были установлены настоящие убийцы. Теперь мужчина, потерявший здоровье, семью и веру в правосудие, намерен отсудить у государства 15 миллионов рублей в счет компенсации морального и физического вреда. Между тем, скоро в Новосибирске начнется судебный процесс по делу банды, на счету которой десятки убийств, в том числе и убийство, в котором обвиняли Евгения Лукина.
В жизни новосибирского автослесаря Евгения Лукина крутые перемены наступили 25 декабря 1999 года. Тогда его арестовали по подозрению в совершении убийства предпринимательницы Марины Федотовой, убийство произошло незадолго до ареста. Тело женщины с рублеными ранами обнаружили в ее собственной квартире, из жилища пропали ювелирные изделия.
Вскоре следствие установило, что Евгений Лукин работал водителем у коммерческого партнера погибшей. Он возил не только своего шефа, но и зачастую Марину Федотову: был знаком с ней и бывал у нее дома. Милиционерам, входившим в оперативно-следственную группу, водитель показался «подозрительным типом», и они решили отработать версию о причастности Лукина к убийству по полной программе. Тем более, что на месте преступления были обнаружены его отпечатки пальцев. Больше милиционеры поиском убийц не занимались: их основной задачей стало выбивание признания у Евгения Лукина.
Сначала мужчина отрицал свою причастность к убийству. Он говорил, что недавно Марина Федотова купила мебель, и попросила его собрать ее. Возможно, поэтому в квартире обнаружили отпечатки его пальцев. Однако оперативников такие «отмазки» не устроили. Милиционеры заявили подследственному, что тот убил Федотову, потому что женщина якобы нелестно высказывалась о нем самом и о его родственниках.
Евгения Лукина в течение 10 дней держали под стражей без предоставления адвоката. На допросах, как утверждает мужчина, постоянно избивали, выбили несколько зубов. В таких условиях у Евгения сдали нервы: он написал явку с повинной.
Мужчине не повезло ни с милицией, ни с органами прокуратуры, ни с судебной властью.
Прокурорская проверка не выявила фактов физического насилия, о которых Евгений заявил на суде. Сам суд посчитал вину мужчины вполне доказанной, и в начале 2001 года судья Кировского районного суда приговорил Лукина к 12 годам лишения свободы.
Евгений и его адвокат Александр Семиненко дважды подавали апелляцию в вышестоящую инстанцию – Новосибирский областной суд. Всякий раз дело возвращали на пересмотр в тот же Кировский районный суд. Во второй раз Лукина приговорили к 11 с половиной годам, в третий – к 10 с половиной.
В январе 2002 года осужденный Евгений Лукин все-таки был отправлен отбывать наказание за убийство в колонию в поселке Горный Новосибирской области.
Мужчину освободили только в августе 2004 года.
Тогда Управление Генеральной прокуратуры России в Сибирском федеральном округе инициировало пересмотр дела Лукина. Основанием стало задержание настоящих убийц Марины Федотовой.
Выяснилось, что убийство предпринимательницы было делом рук банды некоего Владимира Большинскова - самой кровавой банды за последние годы в Сибирском регионе. На счету этой группы 12 убийств и 19 разбойных нападений. Банда состояла из бывших сотрудников милиции, осужденных за различные преступления. Экс-милиционеры отбывали срок в одном исправительном учреждении, где и познакомились. После освобождения сокамерники сплотились в устойчивую вооруженную группу. В течение 5 лет они совершали грабежи, убивали продавцов автомобилей, угоняли машины.
На Марину Федотову банда вышла через объявление в газете: женщина намеревалась продать дорогую мебель. «Покупатели» нанесли визит в квартиру Федотовой и убили ее. Добычей преступников стали золотые украшения.
После освобождения Евгения Лукина суд предоставил ему право на реабилитацию и возмещение ущерба - как морального, так и материального. За 5 лет Евгений потерял почти все.
«Находясь в абсолютно неравном положении с органами прокуратуры, мои жизнь, здоровье и репутация подверглись таким испытаниям, которые нельзя измерить никакими критериями. Моя супруга посчитала невозможным жить с человеком, пролившим кровь, расторгла со мной брак. Суд от имени государства растоптал самое светлое и доброе, что было в моей жизни, — семью», - отмечено в иске Лукина о «незаконном привлечение к уголовной ответственности, незаконном аресте и осуждении». Этот иск направлен в Октябрьский районный суд. Мужчина требует от Управления Федерального казначейства по Новосибирской области (территориально находится в Октябрьском районе) выплатить ему компенсацию в 15 миллионов рублей.
«Когда освободили, извинений так и не было, ни с какой стороны, ни с прокурорской, ни с судейской. Дали мне оправдательный приговор на руки и все», - рассказывает Евгений Лукин. Сейчас он живет с матерью и работает автослесарем на СТО. Его адвокат Александр Семиненко намерен не только добиться компенсации для клиента, но и привлечь к ответственности сотрудников правоохранительных органов, выбивавших показания из подследственного. Адвокат не исключает и обращения в Европейский суд по правам человека.
«Это уголовное дело было бы хорошим наглядным пособием для любого учреждения, которое обучает будущих юристов, следователей, прокурорских работников: вот так делать нельзя», - заявил Александр Семиненко.
Дмитрий Косенко, специально для НГС