Город Арнольд Кац. Легко ли быть легендой?

Арнольд Кац. Легко ли быть легендой?

Фото Новосибирской филармонии

В сентябре одним из главных событий культурной жизни Новосибирска стал юбилей выдающегося дирижера и музыканта, создателя и бессменного художественного руководителя Академического симфонического оркестра новосибирской филармонии, маэстро Арнольда Каца. Свое 80-летие Арнольд Михайлович встретил в широком кругу друзей, учеников и почитателей таланта. Грандиозный концерт-чествование в ДКЖ, поздравления губернатора и других представителей власти, вручение высоких наград – все это, по словам маэстро, вынужденные меры. В жизни же великий служитель муз не любит шум вокруг своего имени… Но что поделаешь, быть живой легендой – отнюдь не просто.

Арнольд Михайлович, как вы отнеслись к столь громкому празднованию собственного юбилея?

Отрицательно! Они все – те, кто устроил весь этот шум – не понимают того, что делают. Они же наносят мне страшный вред, в первую очередь здоровью, но с ними бесполезно бороться. Ведь подлинное искусство не терпит суеты, и эта суета меня просто выбила из колеи. Я перед юбилеем высказал все это одному чиновнику… Он мне сказал: «Ну что вы, все будет хорошо». А я ему – не вышло бы так, как говорил Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Ну да ладно, пережили все это – и слава богу.

О вас написано огромное количество статей и книг, Элла Давлетшина недавно сняла фильм «Маэстро»… Как вы считаете, о вас уже все сказано или есть что добавить?

Я считаю, что в действительности ничего не сказано, потому что никто фактически не понимает, какими реальными шагами я шагал все эти годы и что было на самом деле. На самом деле не было ни капли легкомыслия, легковесности, а была тяжелая работа и хорошо продуманная стратегия, которая возникла в какой-то степени от безысходности. Просто другого не было дано – если я избрал этот нелегкий путь, то нужно было либо сразу сдаться, либо выиграть. Без ложной скромности скажу, что я выиграл. Дело в том, что создание оркестра такого уровня, как в Новосибирске – это очень редкий случай в наших условиях. На сегодня такого гармонично развивающегося оркестра, по сути, нет больше ни в одном крупном центре России… А ведь мы должны равняться на хорошие образцы, а не на средние.

А почему их нет, на ваш взгляд?

Потому что никто толком не хочет представить, что оркестр – это очень сложный организм, и при его создании нужно учитывать множество нюансов. Взять тот же запад – там у музыкантов нет проблем с жильем, зарплатой. Если тебя зачислили в оркестр, будь любезен играть, все остальное тебе обеспечат. А в Новосибирске, который претендует на роль едва ли не столичного города, эти проблемы существуют, и их нужно постоянно преодолевать. Мне в свое время пришлось провернуть немало авантюрных дел, ходить по разным инстанциям, по министерствам – я им там до смерти надоел! Еще в молодости во мне, видимо, проснулся талантливый администратор – я решил, что буду всех этих чиновников обманывать, и успешно делал это на протяжении всей советской власти. И до сих пор есть вещи, которые кроме меня никто не может сделать. Говорят, когда Толоконский слышит фамилию «Кац», он начинает дрожать (Смеется).

Профессия дирижера требует определенной твердости характера?

Да, ведь дирижер, особенно в наших условиях – это общественный человек. Очень много приходится знать помимо музыки. Ты работаешь с разными людьми, к каждому должен быть подход… А я, кстати, начинал как скрипач – и очень хорошо играл на скрипке. Честное слово, может, было бы лучше, если бы я остался скрипачом... Не знаю. Но у меня была очень хорошая дирижерская школа, выдающиеся преподаватели ленинградской консерватории – профессор Гаук и профессор Мусин. И мне кажется, я их опыт достойно продолжил, передал дальше.

Действительно, ведь у вас немало учеников, многие из них приехали вас поздравить…

Я сегодня не только главный дирижер, руководитель оркестра, но и педагог с огромным стажем, воспитавший довольно большое количество очень способных дирижеров. Они теперь работают в лучших оркестрах России и за рубежом. Правда, я теперь отошел от преподавательской деятельности и об этом не жалею, потому что и так все возможные дирижерские места в России заняты моими учениками! По-моему, этим можно гордиться, но я это делаю тихо. Пусть лучше мои ученики гордятся тем, что они у меня учились.

В чем секрет вашей жизненной энергии? Как вам удается столько лет быть «живой легендой» в музыке?

Просто надо быть оптимистом. Если не быть оптимистом, то лучше вообще не жить, потому что иногда ведь бывает такое состояние, когда не хочется ничего делать, хочется уйти от всего этого, плюнуть на все – и не так-то легко не сдаться… По этому поводу есть такой анекдот: встречаются пессимист и оптимист. Пессимист ноет: «Ну вот, все так плохо, просто хуже не бывает…» А оптимист ему: «Бывает, бывает!». Так что, как бы то ни было, я – оптимист!

Маргарита Метелкина,

Специально для НГС

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
Форумы
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Рекомендуем
Знакомства
Объявления