В Новосибирске открылась первая настоящая американская хотдожная Nathan's Famous. Эта сеть в будущем году отметит 100-летие. И хотя хот-доги пока значительно уступают по популярности другим хитам уличной еды (шаурме, блинам и сэндвичам), но в городе уже можно найти выбор сосисок в булке в разных стилях и ценовых категориях. Корреспондент НГС.АФИША отправился на поиски самых вкусных «горячих собак» Новосибирска. А заодно изучил официально утвержденные правила поедания этого блюда от солидной американской организации.
История хот-дога уходит корнями аж в средневековье, а то и еще дальше. Однако в своем нынешнем виде хот-дог родился в США, когда в 1871 году немецкий мясник Чарльз Фельтман начал торговать сэндвичами с «франкфуртскими» сосисками в своем магазинчике на Кони Айленд. Сосиски эти по-немецки назывались dachshund (такса), и, по одной из версий, название hot dog родилось, когда карикатурист New York Journal Тэд Дорган, нарисовав с натуры лоток с сосисками на бейсбольном матче и не зная, как правильно читать незнакомое немецкое слово, просто написал «горячие собаки». Где-то в самом начале XX века хот-дог обрел свой окончательный вид, обзаведясь специальной вытянутой булочкой, — и фургоны с «горячими собаками» сначала распространились по всем Соединенным Штатам, а затем и по всему миру. Сегодня только американцы съедают больше 20 млрд хот-догов ежегодно.
«Хот-дог Мастер»
Новосибирское видение хот-догов сформировано преимущественно сетью «Хот-дог Мастер», так что местная публика уже практически не представляет себе это блюдо без морковки и майонеза. Хотя для человека, чуждого местным гастрономическим культам, это сочетание выглядит, мягко говоря, экстравагантно. Тем не менее «Хот-дог Мастер» рулит — это самая крупная сеть в данной нише в нашем городе. Причины успеха — стабильность качества и низкая цена. Самый дешевый хот-дог здесь стоит 30 руб., и это одно из лучших предложений на рынке. Ну то есть если вы в принципе представляете себе хот-дог как безвкусную сосиску, плавающую в море майонеза под шапкой из корейской морковки и тертого сыра. В этом же стиле работает большинство других хотдожных («Боксмастер», «Жарица» и т.д.).
IKEA
Первой торговлю правильными хот-догами (такими, как их знает весь мир) в Новосибирске наладила компания IKEA. Идея продавать хот-доги в мебельном магазине принадлежала еще основателю IKEA Ингвару Кампраду. Как он писал в своих воспоминаниях, тогда хот-дог в Швеции стоил как минимум 10 крон, а IKEA предложила их по 5. Замысел был в том, что за 10 крон хот-дог покупает тот, кто хочет есть, а за 5 крон — почти все, потому что это очень дешево. Сейчас хот-дог в IKEA стоит 25 руб. и чем-то напоминает мебель из этого же магазина: дешево, функционально и не жалко выбросить, если на следующий день она вам не понравилось. Мятая булка, сосиска со вкусом вкусовых добавок. Горчицу и кетчуп можно лить безлимитно. Единственное удовольствие, которое эта булка способна доставить, — это радость экономии. В ТЦ «МЕГА» это действительно самая дешевая еда.
GUS
GUS — вторая по размеру хотдожная сеть в городе и первый, пожалуй, просветитель, уже несколько лет пытающийся привить горожанам любовь к американским и европейским хотдожным ценностям. В какой-то момент GUS пытался делать больше 10 разных видов (включая «японский» и «русский»), но сейчас сократил ассортимент до более разумных пределов. Здесь есть и американская классика, и минималистский «французский» (73 руб.) хот-дог в мини-багете (кстати, довольно вкусный, с упругой такой подкопченной сосиской). Однако я выбрал «фирменный» (72 руб.), который здесь делают с (внимание!) рубленой сосиской. Согласитесь, это звучит солидно. Хотя в реальности вам просто кладут в булку не целую сосиску, а лишь несколько ее кусочков. В «фирменном» очень много всего — основу начинки составляет смесь фасоли с кукурузой, а сверху все маскируется жареной картошкой. С полным правом его можно было назвать каким-нибудь «мексиканским». Тем более что картошка тоже родом из Латинской Америки.
«Студенческий рай»
Довольно правдоподобные «горячие собаки» делают в киоске под названием «Студенческий рай» у метро «Студенческая». Здесь их пять видов, включая (помимо стандартных уже «Датских» и «Французских») «горячие собаки» из Чикаго и Аризоны. «Чикагский» (63 руб.) оказывается неплох — с огурчиком, помидором и острым перцем. Правда, в самом Чикаго владельцев могли бы утопить в озере Мичиган, потому что именно здесь считается особенно неприличным лить в хот-дог кетчуп. Только горчица и какие-то специальные соусы.
Nathan's Famous
А в начале ноября в «МЕГЕ» появилась та самая первая настоящая американская сетевая хотдожная. Nathan's Famous — это действительно старый американский бренд, который и сегодня входит в пятерку крупнейших в США. Сеть основана в 1916 году польским эмигрантом Натаном Хэндверкером. Сейчас в сети Nathan's Famous порядка 280 точек, 238 из которых расположены в США.
Точка Nathan's Famous в «МЕГЕ» смотрится, мягко говоря, скромно. Ощущение такое, что ее новосибирские владельцы вообще стесняются названия, поэтому его можно отчетливо прочитать только откуда-то сзади — впереди же витрины украшает просто изображение хот-дога. Кроме «горячих собак» здесь продают еще и мороженое. Но главное блюдо Nathan's Famous — все равно хотдоги (8 видов), от 98 до 129 руб. за штуку.
Что сразу бросается в глаза, так это то, что здесь делают классический хот-дог — приготовленный именно так, как его привыкли есть сами американцы: булка, сосиска, соус и топинг. Сосиска на удивление сочная и довольно толстая, так что цена не кажется завышенной. Нужно заметить, что ингредиенты Nathan's Famous производит сама, так что разница чувствуется с первого укуса. Соуса и добавок в хот-доги здесь кладут с избытком, а потому фирменная упаковка (картонная коробочка) оказывается совсем не лишней.
Beer Burger HotDog
Но самый лучший хот-дог, впрочем, нашелся в совершенно «хипстерской» точке с длинным, но интуитивно понятным названием Beer Burger HotDog (Залесского, 4/4 — это недалеко от СГУПС). Главное блюдо здесь — бургеры, бифштексы для которых жарят на углях. Внутри довольно уютно — атмосферу Дикого Запада помогает создавать настоящий мотоцикл «ИЖ-Планета Спорт».
«Горячая собака» в меню одна и именуется Free Style Dog (99 руб.). Готовят его тоже на огне — это уже настоящее блюдо, а не просто какой-то дешевый перекус. От лопнувшей в нескольких местах сосиски тянет настоящим дымком, внутри помимо огурца притаились пластик томата, лист салата и тонкий серп красного лука. Даже у самой булки вкус приличного хлеба. В общем, если вы цените хорошие хот-доги (или вообще весь этот американский стрит-фуд), то должны сюда заехать, чтобы поддержать хотдожных энтузиастов.
Справка: По правилам этикета, рекомендованным «Национальным советом по хот-догам и сосискам» (National Hot Dog & Sausage Council), считается неправильным: наливать соус на булку (только на сосиску); подавать хот-дог в любой посуде, кроме бумажных тарелок; подавать к хот-догу вино (только пиво или газировка), а также добавлять в хот-дог кетчуп, если вам уже исполнилось 18 лет (горчица, чили, лук и прочее допустимы и приветствуются).
Стас Соколов
Фото автора (1–4)