«Гадкий я 2» — сиквел мультфильма про обаятельного подлеца, который, желая зла, нечаянно совершил благо в особо крупных размерах, — уже претендует в США и Европе на кассовый рекорд. И это — плод хорошей репутации первой части, вышедшей три года назад. Сделанные французской студией Mac Guff (уже, впрочем, купленной американской индустрией) «Гадкие» в глазах публики имеют шарм европейской искушенности. Шарма у мультфильмов про злодея Грю, впрочем, в любом случае столько, что в нем можно утопить с концами международную космическую станцию.
Справка: «Гадкий я 2» (Despicable Me 2; США, 2013) — продолжение мультфильма 2010 года о суперзлодее, пытающемся стать хорошим отцом своим приемным детям. Реж. — Пьер Соффин («Гадкий я»), Крис Рено («Гадкий я», «Лоракс»). Бюджет — 76 млн долларов. 3D, IMAX. 98 мин. О+
История в первом фильме, напомним, была такая: образцовый суперзлодей Грю, враг человечества с большим стажем, работая над инновационным проектом похищения луны, для прикрытия был вынужден взять из детдома трех крошек. Крошки растопили сердце лысого и крючконосого негодяя в пижонском полосатом шарфе — и он встал на путь исправления.
В новом же фильме мы обнаруживаем, что Грю стал прекрасным отцом трем сироткам, заполонившим его готический замок девчачьими секретиками и розовыми плюшевыми единорогами. А также — что, отойдя от мирового злодейства, Грю наладил производство желе и джемов, ягоды для которых перетаптывает его персональная армия миньонов — шустрых желтых картофелеподобных существ. Завязка истории второго «Гадкого»: Грю приглашен в качестве эксперта антизлодейской спецслужбой, расследующей похищение экспериментальной сыворотки, превращающей всех подряд во всклокоченных агрессивных идиотов (нет, не водка). Следы сыворотки затерялись в гигантском молле, на его фуд-корте Грю и будет вести свою разведывательную деятельность, маскируясь под продавца кексов (у «Гадких я» вообще по-европейски отличное чувство абсурда).
Во втором «Гадком я» меньше сверхскоростного экшена, чем в первом, — зато больше смешного. «Лучшие всегда уходят рано, — описывает Грю несчастный случай со своим старым соперником Эль Мачо. — Верхом на акуле, со ста килограммами динамита на груди он нырнул в жерло извергающегося вулкана. Тело так и не нашли — нашли только несколько опаленных волос с груди».
Впрочем, большая часть смешного в фильме не проговаривается, а творится лопочущими на своем непонятном языке миньонами — недоделанными человечками, картофельными эльфами. После выхода первого фильма миньоны стали более узнаваемыми и любимыми в народе, чем их вождь и главный герой. Неудивительно, что по просьбам кинозрителей во втором фильме их комических выходов и выходок на порядок больше. Есть, кстати, байка о том, что изначально миньоны замышлялись более человекоподобными, но у студии хватило денег только на желтых болванчиков.
В результате в следующем году миньоны выкатят на экраны свой собственный полнометражный фильм.
В «Гадком я 2» есть обязательный для полнометражных мультфильмов слой аллюзий для взрослого зрителя. Например, курица из мексиканского ресторана лихо пародирует «Чужого». Ну а сам Грю похож на все ипостаси мирового зла. От порочных персонажей с картин Босха и Сильвио Берлускони до легиона кинематографических негодяев. Включая совсем уж патологические (учитывая, что фильм предназначен и для самых маленьких) аналогии — типа необычайного сходства Грю с убийцей-психопатом из жуткого немецкого фильма «Нежность волков». Впрочем, это, скорее, случайная ассоциация. Такой же случайной выглядит теория русского происхождения Грю: некоторые критики расслышали у него соответствующий акцент, а в его имени — аббревиатуру ГРУ.
Но, очаровывая взрослого зрителя, «Гадкий» не делает ставку на этот цитатник, а предлагает ему куда более редкий и ценный опыт. Главное достоинство мультфильма — его поразительная уютность.
Мир, в котором Грю при помощи своих бестолковых миньонов воспитывает дочек и выгуливает зубастое собакоподобное чудовище на соседской клумбе, как-то особенно обжит и уютен. Для того, что казенным языком называется «пропагандой семейных ценностей», любые вырванные из фильма три минуты делают больше, чем целая орда депутатов и общественных организаций. Благодаря этому теплому и необъятному, как мамин халат, уюту, оправданным выглядит даже то, что сюжет нового фильма не такой ладный, как у первого фильма, — он передает свободное, местами непредсказуемое, заносящее куда попало течение повседневной жизни (пусть эта повседневность и включает атаку с воздуха на секретный объект и планы по захвату мира). Трудно представить себе человека, которому Грю и его семейка совсем уж не понравятся.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru