Развлечения «Повелитель бури»: сапер не ошибся

«Повелитель бури»: сапер не ошибся

Боевик, снятый бывшей женой Кэмерона, отобрал у «Аватара» все «Оскары» и стал лучшим фильмом года

В дешевом «Повелителе бури» нет грандиозности, но адреналина и драйва больше, чем во многих дорогостоящих эпопеях

Последняя церемония «Оскар» завершилась предсказуемой, но все равно впечатляющей сценой. Трогательно задыхающаяся и путающаяся в речах, поддерживаемая под локоток съемочной группой, красавица Кэтрин Бигелоу увела из-под носа у своего бывшего мужа Джеймса Кэмерона (короля мира, как известно) самых увесистых золотых истуканчиков. «Аватар» обошелся наградами за спецэффекты и оператора. Первый в истории «Оскар» женщине за лучшую режиссуру дали, впрочем, за стопроцентно мужскую работу: жесткое военное кино, замешанное на адреналине и упоении битвой.

Справка: «Повелитель бури» (США, 2008) — независимое кино о буднях американских саперов в Ираке. Бюджет — 11 млн долларов, сборы — около 20 млн. Режиссер — Кэтрин Бигелоу («На гребне волны», «К-19»). В главной роли — Джереми Реннер («28 недель спустя»). Сценарий написан репортером Марком Боалом, ездившим по Ираку с саперской группой. 6 «Оскаров» (лучший фильм, режиссер, оригинальный сценарий, а также монтаж, звук и монтаж звука).

Джереми Реннер («28 недель спустя») имеет совершенно некиношную внешность — и его персонаж достоверен на сто процентов

Малобюджетный независимый «Повелитель бури» вышел в США в 2009 году ограниченным прокатом, а в России в начале 2010 года — настолько ограниченным, что до Новосибирска не добрался. После «Оскаров» о возможном показе фильма задумываются в кинотеатре «Победа». А директор по рекламе сети Art&Science Cinema Distribution Дмитрий Ким говорит, что в сети не жалеют, что не прокатывали фильм: «Есть понимание после многих лет работы — у нас на такие фильмы ходит мало зрителей, а те, кто их любит, смотрит их дома. Люди, смотрящие умные фильмы, не любят жующий зал».

Иракская массовка в «Повелителе бури» мечется по кадру, не понимая происходящего - или наблюдает издалека, ожидая, что ковыряющийся в бомбе сапер, наконец, ошибется
«Оскар» за лучшую мужскую роль, не доставшийся Реннеру — одна из трех проигранных «Повелителем» номинаций. Две другие — операторская работа и саундтрек (состоящий из двух песен Ministry)

Это идеальный фильм для мальчиков (а также разделяющих их интересы девочек вроде госпожи Бигелоу), хроника нескольких недель работы американской саперской группы в начале иракской кампании. Главный герой Уилл обезвреживает бомбы. Его напарники — чернокожий сержант Сэлборн, четкий дисциплинированный солдат, и слабое звено в тройке — связист Элдридж, — прикрывают сапера, переговариваясь по рациям и держа на прицеле подозрительных иракцев.

«Повелитель бури», снятый первой оскароносной женщиной-режиссером, выглядит стопроцентно мужским кино

Иракцы молча и с нехорошим ожиданием наблюдают из-за заборов за возней оккупантов. Взорваться теоретически могут любая куча мусора, машина или местный житель. Или кто-нибудь из саперов — отношения внутри группы не лучше отношений с местными жителями: прогрессирующие странности Уилла, обещающие срыв, его презрение к уставу, раздражают и пугают остальных.

Звезда «Остаться в живых» Эванжелин Лилли — единственная женщина в фильме, которой дается пятиминутный шанс искусить героя мирной жизнью

Снят «Повелитель бури» в репортажном стиле, но без мельтешения камеры. Репортажность — в напористом, рваном монтаже, демонстрирующем, что ситуация в разворошенном Багдаде никак не под контролем, — и в правдоподобии лиц. Джереми Реннер, играющий Уилла, имеет настолько некиношное лицо, что его — будь он настоящим солдатом — и не в каждый телерепортаж бы вклеили. Двух его сослуживцев играют совсем неизвестные актеры. Знаменитости — Ральф Файнс и Эванжелин Лилли из «Остаться в живых» — появляются на минутку.

Фильм снимался в Иордании недалеко от иракской границы

Камера выхватывает крупный план глаз снайпера не ради многозначительного взгляда, а просто, чтобы показать, что к веку липнут мухи и пыль. Защитный костюм-скафандр мучает сапера сильнее, чем страх смерти. Само кино снимали в Иордании, недалеко от иракской границы, оператор от жары лишался чувств.

В отличие от фильмов, показывающих своеобразную хищную красоту войны, мир в кадре «Повелителя бури» уродлив — но доходчиво объясняется…

Оригинальное название ленты Hurt Locker — солдатский сленг, игра слов с множеством значений: и опасная ситуация, и контузия, и так далее. Русскоязычное название намекает на приключенческий пафос, хотя именно его в «Повелителе бури» нет и в помине. Как нет и политики. Ни создатели, ни персонажи фильма не ставят вопрос «Что мы вообще делаем в Ираке?», не дают напоследок пинка Бушу, — но и на литых бронзовых воинов, торжественно несущих на плече важную миссию и спасение народам, персонажи вовсе не похожи.

…почему его обладатели не могут жить в другом мире

Как собаки наркоконтроля, которые, согласно городским легендам, работают за дозу (это неправда), сапер в «Повелителе бури» показывает чудеса профессионализма и безрассудной храбрости ради чисто физиологического впрыска адреналина.

Война для мужчины-воина — любимая игрушка и никто не осудил бы женщину-режиссера за горькие сочувственные вздохи, но Бигелоу хладнокровно исследует клиническую картину, обозначенную в эпиграфе: «Война — это наркотик». По сути, «Повелитель бури» больше всего похож на железный эталон военной ленты — немецкую «Подводную лодку»: кино, внимательно и без уступок зрительской жажде приключений и справедливости наблюдающее за тяжелой, грязной и смертоносной мужской работой, не отягощенное рефлексией — потому что не до нее, воздух заканчивается.

Военное кино имеет парадокс, граничащий с лицемерием. С одной стороны, почти все фильмы про войну — по сути антивоенные (даже агитка все-таки предлагает некую картину мира — в обоих смыслах слова). С другой стороны, военное кино, обличая ужасы войны, все равно держится на упоении битвой — ее красотой любуются и режиссер, и зритель: никому не нравится убийство мирных вьетнамцев, но всем ужасно нравится непревзойденная крутизна вертолетной атаки в «Апокалипсисе сегодня».

В «Повелителе бури» парадокс практически сведен на нет: это кино об адреналиновых наркоманах, которые могут удовлетвориться только в бою. И совершенно логично, что адреналин в нем зашкаливает: драйв от медленной потной возни Уилла над очередной грудой проводов или в сцене дуэли двух снайперов в пустыне — бешеный.

Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
93
Форумы
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
Вечер под винил и элитные голубцы: жительница Новосибирска приехала в Томск на выходные, чтобы поесть — что ее впечатлило
Маргарита Резникова
СММ-редактор
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Знакомства
Объявления