На экраны вышел «Гитлер капут!» - комедия про разведчика, внедренного в Третий рейх, подозрительно похожий на современную Москву. Трейлер фильма, в котором, как водится, уже выдали все шутки, показавшиеся производителям более-менее смешными («У меня с детства аллергия на автоматные очереди», «Не знал я, обергруппенфюрер, что вы такой махровый… лирик») начали крутить довольно давно - кажется, одновременно с «Самым лучшим фильмом». С тех пор премьера переносилась. Корреспонденту НГС.РЕЛАКС нравится думать, что создатели «Гитлер капут!» тогда испугались, что раздраженные «Самым лучшим фильмом» зрители под горячую руку линчуют их прямо на премьерном показе (впрочем, делали «Гитлер капут!» другие люди, но кто же будет разбираться в таких подробностях?).
Штандартенфюрер СС Олаф Шуренберг, он же — советский агент Шура Осечкин (Павел Деревянко), — занят разведкой и подрывной деятельностью в нацистской Германии, которая настолько близко подошла к краху, что по телевизору уже показывают «Лебединое озеро». Лица в Берлине, на который то и дело падают картонные бомбы-самолеты, — все те же, телевизионные. Юрий Стоянов в роли Бормана, Илья Олейников в роли подпольщика, Михаил Галустян в роли партизана Рабиновича, Анфиса Чехова в прогнозе погоды и звезда эстрады Тимати, который изображает американского шпиона, дослужившегося до личного ди-джея Гитлера и выступающего под псевдонимом «50 бундесшиллингов». И еще — Анна Семенович в роли радистки Зины.
К тому же пародирует «Гитлер капут!» и так уже пародию, и опирается не на историю, а на ее отражение в масс-культе — анекдоты про Штирлица. И не только про Штирлица — за создателей «Гитлер капут!» можно от души порадоваться. Во-первых, они открыли для себя (лучше поздно, чем никогда) великое множество бородатых шуток. Тут и карта военных действий, по которой перемещают картофелины, и «Товарищи оккупанты!», и трогательная вера в то, что иллюстрация выражения «разведчик ломал голову», понятого буквально, может рассмешить людей старше шести лет. Во-вторых, в «Гитлер капут!» воплотили чью-то эротическую фантазию — уложили на ковер связанную полураздетую Ксению Собчак, заткнув ей рот все той же картофелиной.
Нацистский Берлин создатели «Гитлер капут!» всеми возможными намеками (позаимствованными из приевшихся стереотипов) делают похожим на современную Москву.
Ксения Собчак играет Еву Браун. Все высшее руководство рейха разговаривает только про откаты и распилы. Шуренберг живет в элитном районе Хендехохово, погружается в «узкий и насквозь порочный круг берлинского гламура» в клубе «Рейхович» и подсовывает доллары в эсэсовское удостоверение, прежде чем предъявить его тупой арийской морде, притормозившей автомобиль штандартенфюрера. На улицах Берлина — реклама «Комсомольской правды» с заголовком «Мой любимый Гитлер». В качестве фона к работе в «душных офисах гестапо» звучит гимн «Менеджер» от группы «Ленинград» («Скорее бы пятница», — думал разведчик»). Нацистам отдали практически все, без чего нас, как выражался Леонид Парфенов, трудно представить и еще труднее понять.
Ну а что касается реализации идеи — чувствуешь себя так, как будто оказался запертым на полтора часа со школьной командой КВН, проводящей мозговой штурм.
Шутки — при отсутствии внятного сюжета, задачи и осмысленной ритмической организации действия — сыплются бессвязно, их много, и большинство их явно не стоит того, чтобы быть произнесенными вслух. Время от времени команда бросается репетировать танцевальные номера. Танцев в «Гитлер капут!» невыносимо много — то бесноватый фюрер пляшет на столе, то гомосексуально озабоченный Борман пританцовывает, эротично оттягивая подтяжки, то фламенко, то «мировой чемпионат по «Хайль, Гитлер!» с элементами брейк-данса…
Несмотря на дикую избыточность «Гитлер капут!», все равно остается ощущение, что полтора часа хронометража вытянули еле-еле, заполняя время чем попало. Как и в «Самом лучшем фильме», здесь страшно злоупотребляют затянутыми эпизодами с каким-нибудь дурацким спецэффектом (в которых не то чтобы прикол не удался — его не было изначально).
И кажется, что авторы просто не понимают, как устроены сами по себе разные виды киношного юмора, чем они отличаются и чем именно шутки более удачливых предшественников в жанре комедии были смешны — похоже на то, как поручик Ржевский пересказывал каламбуры.
Главная же шутка «Гитлер капут!» — перенос действия в современную Россию — тоже больше похожа на детскую непосредственность все тех же школьников-КВНщиков, чем политический памфлет, сатиру или что-то типа того. И свастики на любой подвернувшейся под руку плоскости создатели «Гитлера» рисуют именно с искренним детским удовольствием от возможности поиграть с тем, что взрослые запретили, потому что — «кака и бяка».
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru