Самое пристальное внимание в предшествовавшей выходу мюзикла «Лак для волос» прессе уделялось тому факту, что в роли пышнотелой матроны в «Лаке» снялся утяжеленный килограммами силиконовых накладок Джон Траволта. Корреспондент НГС.РЕЛАКС же обнаружила в стильном и забавном «Лаке для волос» достоинства не менее весомые, чем сотрясающийся в танце пышный бюст Траволты.
Действие «Лака для волос» происходит в 1962 году. Год был насыщенный. Как раз вышел дебютный сингл The Beatles (а через год выйдет первый альбом). На экранах – первый фильм бондианы, среди книжных новинок – «Заводной апельсин» Энтони Берджесса. Умерла Мэрилин Монро. Родились Джоди Фостер, Деми Мур, Джим Кэрри и Том Круз, но об этом пока еще никто не знает. Тинейджерская субкультура как отдельная лакомая для производителей индустрия еще не вылупилась из яйца, но уже вовсю проклевывается…
В этом быстро меняющемся мире, а конкретно в городе Балтиморе проживает школьница Трейси (дебютантка Никки Блонски), неунывающая толстушка. Папа Трейси Уилбур (Кристофер Уокен) владеет магазином приколов, мама Эдна (Джон Траволта и работа гримеров) работает на дому прачкой, а на улицу не выходит с начала 1950-х годов. Ее можно понять, когда смотришь первые кадры фильма. На улицах, по которым Трейси едет в школу на крыше мусоровоза, распевая «Доброе утро, Балтимор!», не все ладно. Прямо по тротуару бегают крысы, за столиками кафе спят пьяницы, а проходящие мимо тетки поджимают губы и грозят человечеству божьими карами.
Трейси мечтает стать звездой местного танцевального телешоу, в котором стокилограммовых девушек отродясь не видели. Что уж там говорить про нестандартные фигуры, если даже для чернокожих артистов на телешоу выделен один специальный день месяца («Негритянский день»)! И танцует нацменьшинство на участке сцены, отгороженном от белых веревкой. За право быть «неформатной» звездой, за права тех, кто танцует за веревкой, и за любовь самого карамельно-красивого мальчика в шоу Трейси и будет бороться весь фильм. На пути Трейси, как это обычно случается в таких историях, споткнется о клубок шипящих и ядовитых тощих блондинок (главную играет Мишель Пфайффер), на этот раз еще и с расистскими замашками.
Музыку для «Лака» писал Марк Шейман (работавший над музыкой к полнометражной версии South Park, получивший кучу наград еще после выхода мюзикла «Лак для волос»). Под 1960-е годы с их трогательными девичьими нарядами зрелище стилизовано безупречно. Даже съемки массовых танцевальных сцен старомодно упирают на общие планы.
К тому же подобралась удачная компания распевающих и танцующих звезд – простенькие и наивные образы на них «сидят» безупречно, как синтетическая одежда в обтяжку.
Смотришь на Траволту и видишь экзальтированную, отчаянно стесняющуюся домохозяйку, а вовсе не звезду «Криминального чтива». Смотришь на Кристофера Уокена и видишь бесцветного и непримечательного провинциального отца семейства, а вовсе не его предыдущие роли ледяных злодеев.
Романтический танец Траволты (до этого показывавшего свои возможности и в «Дискотеке в субботу вечером», и в «Бриолине», и в «Криминальном чтиве») и Уокена (который пришел в кино как раз из танцев, а несколько лет назад сплясал что-то невероятное в клипе FatBoySlim) – самая запоминающаяся сцена фильма. Исполнительница главной роли Никки Блонски – подтверждение того, что американская мечта Трейси достижима.
История про толстушку спета и станцована не в первый раз. Почти двадцать лет назад вышел фильм Джона Уотерса (в том, первом «Лаке для волос», мамашу главной героини сыграла необъятная муза режиссера – ныне покойный трансвестит Дивайн). На тот момент «Лак» считался самым приличным, если можно так выразиться, фильмом господина Уотерса, который двумя годами позже выпустит еще более «смотрибельного» «Плаксу». Заметили в самом начале нового «Лака для волос» распахивающего плащ местного эксгибициониста, с которым Трейси приветливо здоровается по дороге в школу? Это и есть Джон Уотерс. В 2002 году «Лак для волос» Джона Уотерса переделали в бродвейский мюзикл. Мюзикл же в свою очередь стал основой для нового фильма.
Тем удивительнее, что после столь активной эксплуатации истории новый «Лак для волос» выглядит свежим и бодрым. Приятное, не слишком притязательное развлечение с мощным зарядом позитива, после которого хочется пойти и протанцевать всю ночь или заказать все десерты из меню, не испытывая угрызений совести. Судя по этой рекомендации, это скорее женское удовольствие, чем мужское. И «Лак для волос» категорически не рекомендуется зрителям, в штыки принимающим любые намеки на так называемую «политкорректность».
«Путь к сердцу мужчины лежит через его чувство юмора» (Уилбур пытается продать гламурной блондинке какашки из бельгийского шоколада и тому подобные приспособления).
«Солнышко, я ведь пять лет не мог понять, что ты со мной флиртуешь» (Уилбур объясняет Эдне, почему он никак не мог изменить ей с доселе незнакомой покупательницей).
«Я не знаю, зачем нам эта комната. Но здесь есть вода, еда, противогазы и книги на русском языке» (подруга Трейси рассказывает об устройстве подвала своего дома).
Елена Полякова