Лойко – это кочевавший по России триста лет назад легендарный цыганский скрипач и конокрад высокого класса. А «Лойко» - это ансамбль его имени, кочующий по музыкальным фестивалям и концертным залам всего мира уже в наши дни. Трио «Лойко», основанное Сергеем Эрденко, буквально увешано положительными отзывами музыкальных критиков, как цыганка – бусами. Их называют «фантастическими виртуозами», «лучшими цыганскими импровизаторами» и, наконец, «лучшей в Европе цыганской группой». Они действительно гораздо известнее в Европе, чем на родине.
Как-то раз директор уфимской филармонии, чествуя «Лойко», произнес неполиткорректный тост: «За те времена, когда полные залы собирали цыгане и лилипуты!» Теперь одна из песен предваряется аннотацией: «это история о том, как цыгане-лилипуты угнали табун… пони».
Представляя песни, Сергей Эрденко с мягкой иронией разыгрывает карту национальных стереотипов. «Это песня о цыганской Золушке, которая раскинула карты, и они говорят, что завтра, – в крайнем случае, послезавтра – она встретит своего принца. А у нее – юбка рваная и (с трагическими интонациями – прим. автора) ни одного золотого зуба. Но, тем не менее, карты говорят, что это случится…» Аудитория не до конца понимает, подшутили над ней или нет, но смеется.
На самом деле, «Лойко» не так просты, как может показаться. Они выступали с Рави Шанкаром и участвовали в записи сольного альбома гитариста The Rolling Stones Рона Вуда, отметились в саундтреке к фильму «Евгений Онегин» с Ральфом Файнсом и Лив Тайлер. Первый состав «Лойко» Сергей Эрденко, выходец из знаменитой цыганской музыкальной семьи, собрал шестнадцать лет назад. В 1990-е годы «Лойко» базируется в Ирландии и завоевывает признание на европейских фольклорных фестивалях. В 2000 году Сергей Эрденко возвращается в Россию и собирает нового «Лойко».
На сегодняшний день в трио кроме самого Эрденко входят скрипач Георгий Осмоловский и гитарист Михаил Савичев. У Осмоловского за плечами опыт исполнения классической музыки, фолка и джаза, у Савичева – учеба в новосибирской консерватории и жизнь с испанскими цыганами.
Выступление «Лойко» в ДКЖ – это ноль процентов шоу, сто процентов музыки. На сцене – троица в черном и на черном фоне. Они то сладко распевают романсы, то обрушивают на уши слушателей непривычные и вроде бы немузыкальные звуки, называя их «цыганским авангардом». Цоканье, скрежет, стук, скрип – это по ухабистой дороге едет разбитая цыганская повозка?
«Фантастически «сыгранный» ансамбль, - говорит моя соседка по залу. – Обрати внимание – после паузы Эрденко дает им отмашку, чтобы они начинали играть. А они сидят с закрытыми глазами, но вступают точно в нужный момент».
Музыка трио, то вкрадчиво-неторопливая, то сыгранная с бешеной скоростью, постоянно что-то смутно напоминает. Иногда все ясно: знакомая мелодия в непривычной обработке. Иногда начинает казаться, что где-то внутри зашевелилась генетическая память о девятнадцатом веке, когда без цыган русское веселье практически не обходилось. Но «Лойко» - ведь при всей его аутентичности, это вовсе не ресторанная пошловатая цыганщина с пьяной слезой. Трио то ли лихо смешивает, то ли аккуратно, с хирургической точностью, сплавляет музыку цыган со всего мира с джазом, классикой, роком…
«Музыка, которую мы играем, – не просто этническая, - объясняет Сергей Эрденко. – Дело в том, что мы имеем большой опыт игры и с классическими музыкантами, и с джазовыми, поэтому наша музыка космополитична в своей основе. Да, база ее – цыганская, но моим стремлением всегда было довести ее до уровня классической, чтобы она имела право выхода на аудиторию самого высокого ранга…»
Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС
Фото Евгении Брыковой