«Можно ли выиграть в лотерею, не покупая лотерейного билета?» - главный вопрос фильма, которым задается библиотекарша Ксения, вдруг унаследовавшая от незнакомых людей квартиру в сталинской «высотке», «Мерседес» и счет в банке. Ответ на этот вопрос давно известен любому, кто хотя бы изредка ходит в кино. Если жанр – романтическая мелодрама, то, да, конечно, только так и можно выиграть. Если жанр – триллер, то здесь бесплатный сыр, сами знаете, где бывает…
Так вот, «Блюз опадающих листьев» - это триллер, а занимающая целый этаж квартира бывших партийных функционеров – мышеловка для Ксении. Мефистофельский облик нотариуса, разбирающего документы наследницы, не снимая черных перчаток, строчка в завещании, требующая от Ксении заботиться обо всех живых существах, которых она найдет в своем новом жилище, – все буквально кричит о том, что сейчас нас будут пугать и интриговать.
«Блюзом опадающих листьев» Ксения называет свою сезонную депрессию. Блюз – начиная от старых виниловых пластинок и заканчивая «джазовыми» именами кошек – вообще постоянно сопровождает героиню, дочь джазового музыканта. Но кроме блюза есть три вещи, о которых постоянно вспоминаешь во время просмотра фильма. Ниже о них по порядку.
Вначале «Блюз» выглядит откровенно трогательно-ностальгической вариацией на тему советской киноклассики. Коллеги Ксении – дамы с «химками», в набекрень надетых больших очках, все поголовно вяжут на работе шарфики-свитерочки. Когда вы последний раз видели что-то подобное на большом экране? Квартира у Ксении тоже старомодно-уютная, с торшером и пестрыми коврами - вопреки последним тенденциям российского кино, согласно которым все герои, вплоть до сельской учительницы, спят на черных шелковых простынях в дизайнерских интерьерах.
Сюжет? Я готова поспорить, что создатели фильма вдохновлялись знаменитой «квартирной трилогией» Романа Поланского («Отвращение», «Ребенок Розмари», «Жилец»). Судите сами: речь в «Блюзе» идет об абсурдном ужасе, не выходящем за рамки одной квартиры. В закоулках и дальних комнатах квартиры, занимающей целый этаж в «сталинке», хватает места для мрачных тайн семьи высокопоставленного коммуниста, криков и шорохов и тех самых «живых существ», о которых должна позаботиться доверчивая наследница. Даже жутковатые детские часики на стене с бегающими вправо-влево глазами выглядят как отсылка к знаменитому кадру с лицом дьявола крупным планом в «Ребенке Розмари».
Вот только все сюжетные ходы, включая и финал, предсказуемы на десять минут вперед. Наблюдать за героиней, которая никак не может сообразить, кто в ее окружении самый опасный, страшный и ужасный, в то время как зритель все давно понял - довольно скучно.
И больше всего, к сожалению, «Блюз опадающих листьев» похож то ли на попытку создания мистического триллера в постперестроечном, отчаянно барахтающемся в новых реалиях кинематографе начала 1990-х годов, то ли на произвольно взятую серию какого-нибудь российского детективного «мыла». Сюжет, который мог бы быть сюрреалистичным ночным кошмаром, дикой фантазией героини, кажется просто нелепым и слишком «накрученным». Видеоряд довольно банален, начиная с самой идеи того, что осень и дождь – лучшее средство передать хандру «картинкой». Плюс порция развесистой клюквы. Трудно поверить, что в советской газете могла появиться заметка в стиле: «Похитители ребенка пока не требуют выкуп, КГБ начало собственное расследование».
Правда, для «мыла» фильм чересчур претенциозен. Вот, например, ближе к концу появляется сделанная весьма новаторским способом эротическая сцена. Участники сняты по отдельности друг от друга, страстно ласкающими воздух. Вероятно, это попытка показать любовь оригинально и не пошло. Но в результате выглядит именно как пошловатое декаденство. И, кстати, о любви… Некоторые зрители «Меченосца» недоумевали: как можно тащить к себе в постель грязного бомжа, только что подобранного в подъезде? Судя по «Блюзу опадающих листьев», это еще далеко не предел необдуманных поступков одиноких девушек.
Если бы это был телевизионный фильм, он был бы весьма неплох. Но на большом экране «Блюз» вызывает легкое недоумение. Пожалуй, рекомендовать его можно только твердым патриотам российского кино, которые в любом случае предпочтут триллер, основанный на наших реалиях, экспортному продукту. Желающие посмотреть неторопливое кино, наполненное дождливо-осенним настроением мокрой и рыжей от опавших листьев Москвы, не особенно придираясь и не ожидая шедевра, - тоже могут остаться довольны.
Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС