Культура «Там же каждая копейка на экране»

«Там же каждая копейка на экране»

Новосибирец, написавший сценарий «Скифа», — об исторической недостоверности кино и переносе премьер

Вадим Голованов окончил экономический факультет и успел поработать финансистом

Даже в наше время смартфонов и соцсетей принято считать, что все федеральные телепроекты и фильмы делают москвичи. Но Вадим Голованов на своём примере доказал, что для работы в большом кино в столицу переезжать необязательно. Так, фильм «Скиф» по его сценарию идёт на всех площадках страны, а скоро на Первом канале покажут новый сериал «Журналюги». Корреспондент НГС.АФИША поговорила с автором, чтобы узнать, как он начал продавать свои сценарии, как относится к критике «Скифа» за историческую недостоверность и зачем в новой ленте столько крови и разврата.

Справка: Вадим Голованов, 50 лет, окончил экономический факультет НГУ, работал финансистом. До 1998 года был автором команды КВН НГУ. Сценарии к сериалам и фильмам пишет около двадцати лет, работал над проектами «Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин», «Счастливы вместе», «Возвращение Мухтара-2». Последняя работа — фильм «Скиф» (премьера состоялась 18 января, сбор за первую неделю — 43 млн рублей).

— Вадим, как вы прорвались в большую сценаристику из маленького Академгородка?

— Я пришёл из КВНа. Это вообще второй по популярности путь. Обычно ВГИК, конечно, люди оканчивают, но если посчитать тех, кто пришёл из КВНа, то весь Comedy Production на ТНТ, на СТС тоже большая часть сценаристов оттуда, да и по другим каналам много.

Я с 1991 года был в команде КВН НГУ, которая выступала в Высшей лиге. В 1998 году мы проиграли, но меня пригласили «Дети лейтенанта Шмидта» — уже наёмным автором. Это было некое хобби, но за деньги.

Потом я для «О.С.П.-студии» что-то писал, для сериала «33 квадратных метра». После этого канал СТС стал со мной работать уже на более постоянной основе. Этим рулил Костя Наумочкин, легендарный капитан команды КВН НГУ, он меня пригласил в проект «Моя прекрасная няня» (в 2004 году. — А.З.). Авторов у сериала было много, но я написал больше всех — около пятидесяти серий. Из них около двадцати — уже со своим сюжетом, а не адаптацией зарубежной версии.

— А фильмов до «Скифа» не было?

— Прокатных нет. Был смешной фильм «С новым годом, папа» — такая комедия добрая. Был фильм по пьесе «Три пожара» с названием «Здравствуйте, я ваша крыша».

Вадим Голованов на премьере «Скифа» в Москве. Справа — режиссёр ленты Рустам Мосафир

— Как появился «Скиф»?

— Сначала у меня возникла тема Коловрата — ещё в 1996 году. Я тогда ничем таким не занимался. Из Москвы приехал мой друг Юра Буйнов, бизнесмен и увлекающийся человек. Тема кино ему очень нравилась. И он насел на меня: «Нужен какой-то русский богатырь!». Причём не сказочный, а реальный. И у меня в памяти всплыл образ Евпатия Коловрата — он красиво описан у Василия Яна в романе «Батый».

Юра этим героем увлёкся, я начал фантазировать… Но в результате ничего не вышло. А тема в голове осталась — я даже стал в свободное от работы время сцены прописывать.

Трейлер фильма «Скиф»

— Как всё же удалось реализовать проект, хоть и в изменённом виде?

— Я начал работать с московским сценарным агентством StarDust. Кстати, это ответ на вопрос, как можно работать на Москву, живя в Новосибирске. У нас довольно много авторов так делает. Раньше, конечно, приходилось ездить в командировки, но сейчас есть Skype.

— А переехать в столицу никогда не хотели?

— Сначала, конечно, возникали мысли о переезде. Но потом я понял, что и здесь можно жить и работать — даже лучше, чем в Москве. Не нравится мне она. Там суета. Депрессивный город, на самом деле. По крайней мере, для меня. А Академгородок очень люблю.

— Вернёмся к «Скифу». Куда исчез Евпатий Коловрат? Ведь в итоге про него сняли совсем другой фильм.

— Да, Коловрата в «Скифе» нет, но он предполагался. Я придумал сюжет, где кроме Евпатия были ещё герои, и отправил в агентство, чтобы найти заказчика. И меня состыковали с молодым режиссёром Рустамом Мосафиром, который тоже интересовался этой темой. Я ему отправил свой сценарий, а он мне свой, режиссёрский. И мы решили как-то их объединить.

У меня был полностью выдуманный сюжет, хотя историческая канва какая-то была обозначена. В той версии племя убийц называлось «Волки Перуна», а не «Скифы». Это художественный вымысел, который делает сценарий интереснее. Основа эта в фильм вошла.

Главным героем фильма должен был быть Евпатий Коловрат

Мы сценарий немного подправили, и Рустам отправил его на соискание [субсидии] в «Фонд кино». Он прошёл ряд итераций, но возникла большая проблема: одновременно туда прислали «Легенду о Коловрате» компании «Централ Партнершип».

Деньги предпочитают давать таким гигантам, и совершенно правильно делают: рядовая компания не всегда потянет производство фильма.

Ведь в него часто приходится вкладывать свои средства. В общем, выиграли, разумеется, они.

Но режиссёр продолжал бороться. Сценарием заинтересовался Сергей Михайлович Сельянов — выдающийся продюсер и замечательный человек. И тут Рустам мне говорит: «А давай назовем фильм "Скиф"». Это аутентично, а многие фильмы продаются за рубеж. И как-то сразу маркетингово звучит красиво.

— А с точки зрения исторической достоверности?

— Я долго думал. В Крыму лучше снимать, понятно. Четвёртый век нашей эры. Херсонес. Последние из скифов — они как раз в четвёртом веке закончились, может, чуть раньше. Но мы обсудили этот вариант и решили, что они далеки от нас. Получалось, что это уже не Русь-матушка. Поэтому и появилась Тмутаракань. И действие перенеслось в X век.

По словам сценариста, фильм не претендует на историческую достоверность

Конечно, всё это выдумка. Но ведь можно условно предположить, что какое-то племя откочевало и называет себя «скифами». Это некие изгои, которые из воинов выродились в наёмных убийц.

Нужно следовать истории, если у тебя фильм даже с художественным вымыслом, но о каком-то реальном событии или персонаже. Но если он заявлен как историческое фэнтези… Вот сколько фильмов про короля Артура и его меч? Существовал ли реальный Камелот, никто не знает. И у кого-то сплошная магия, а у кого-то есть историческая подоплёка.

— Какую-то мысль хотели донести, создавая этот жестокий мир?

— У меня была вот такая мысль, которая связана с самой атмосферой картины, где много насилия, крови и грязи. Один из моих любимых фильмов — «Храброе сердце» Мэла Гибсона. Мне нравится, что там главный герой на поле боя весь в крови и грязи, изранен — нет такого рыцаря в сверкающих доспехах. И Рустам тоже хотел показать эту реальность битвы.

А ещё у меня была так называемая арка героя. Сначала это витязь, который служит князю, — немного наивный, немного благородный. И тут судьба складывается так, что его жену с ребёнком похищают, и он постоянно должен какой-то выбор делать. Его бросает в пучину предательства, он становится изгоем, видит изнанку жизни. В боевом безумии убивает кучу народу. Так вот, пройдя через этот ад, герой стал более искушённым и приземлённым. Скажем так, он измазал свои чистые доспехи, изменился.

Фильм снимали в Крыму осенью, потому что летом там слишком ярко

— Зрители в отзывах сравнивают «Скифа» даже не с «Коловратом» или прошлогодним «Викингом», а с «Безумным Максом».

— Да, Рустам и хотел сделать некое неистовство, брутальное зрелище. Развратных сцен у меня в сценарии не было, а кровавость да, предполагалась. Но это же не кровь ради крови — там всё по делу. В первой сцене, например, нужно было показать мастерство убийц из племени изгоев.

— Бюджет того же «Викинга» — 1 250 000 000 рублей, «Скифа» — 150 000 000 рублей, часть из которых всё же выделил «Фонд кино». На что делали ставки при производстве фильма?

— Да, «Фонд кино» деньги давал, компания «СТВ» добавляла свои. При этом люди спрашивают, где деньги?

А там же каждая копейка на экране. Представляете, оператор на свои деньги заказывал вагончик на гору Ай-Петри, чтобы сверху снимать.

Вообще, съёмки были тяжёлые: для колорита требовалась картинка именно осеннего Крыма. Работать начали 7 октября и закончили в декабре, перед тем как выпал первый снег.

Что касается «Викинга», то я его так и не посмотрел, только по рассказам друзей могу судить. По их мнению, «Скиф» выглядит на одном с ним уровне по масштабу. Хотя это история локальная, а Владимир — это всё-таки величина, там должны быть тысячные полки и масштабные города.

Мир «Скифа» специально сделали мрачным

— А «Легенда о Коловрате»?

— О конкурентах не хочется плохо отзываться, но это вообще, условно говоря, 3D-мультик. Всё снимали в павильоне, а «Скифа» — на натуре, с настоящими боями. Хотя, конечно, были, на мой взгляд, и какие-то ошибки в монтаже. Начало кажется затянутым. Какие-то фразы вставили, например, слово «хлебальник» — может, кто-то на съемках случайно сказал, и решили оставить.

— Как по-вашему, почему в России так тяготеют к былинным сюжетам?

— Богатырская тема как-то внезапно началась — словно все одновременно прочухали, что надо это делать. Думаю, в ближайшее время она сойдёт на нет, потому что людям надоест такое смотреть. Наверное, продолжится тема спорта — после «Легенды номер 17» и «Движения вверх».

— Как вы отреагировали, когда перед премьерой «Скифа» Министерство культуры попыталось перенести «Приключения Паддингтона 2»?

— Я так подозреваю, что эта поддержка не относилась к «Скифу», потому что аудитория сильно отличается. У нас — 18+, а на «Паддингтона» в основном ходят с детьми. Так что если что-то и поддерживали, то «Движение вверх». Кстати, замечательный фильм. В некоторых моментах даже выступают слёзы гордости за советских парней. Не всё же американскими гордиться!

Я согласен, что помогать нашему кинематографу необходимо. Только нужно быть аккуратнее с прокатчиками, не подставлять их под убытки неожиданными решениями.

Сначала в сценарии фигурировал князь Олег, но потом его имя решили убрать, чтобы избежать исторических параллелей

— Многие зрители считают, что было бы честнее, если бы наши фильмы конкурировали с американскими без господдержки.

— Американский блокбастер сначала в США собирает хороший урожай, а потом ещё по всему миру. А наш рынок, как ни крути, — это в основном СНГ. Мелкий у нас рынок. Актёр Голливуда — во всём мире звезда. А кто знает в других странах Козловского? В основном на слуху лишь артхаус.

Вообще, «Фонд кино» выбрал правильный путь. Понятное дело, что государственные деньги должны идти на поддержку истории этого государства и его героев.

Допустим, приносят два сценария про Суворова, но в одном он великий полководец, которого любят солдаты, а в другом — палач польского народа, потому что он однажды действительно подавлял восстание. Вы бы на что деньги выделили, если бы стояли во главе «Фонда кино»? Ну, разумеется, на первый фильм! На второй пусть Польша даёт, если захочет.

— А кто обычно придумывает идеи фильмов — сценаристы или продюсеры?

— Чаще всего идея возникает у продюсера или компании, объявляют тендер. Если она тебе не нравится — предлагай свои варианты доработки. Часто говорят, что хороших сценаристов у нас мало. А откуда они возьмутся, если реализуют в основном идеи продюсеров. А эти идеи разные бывают. Если честно, хорошие — редкость.

— В каких жанрах вам больше всего нравится работать?

— Мне хочется в разных жанрах себя попробовать, кроме мелодрамы. Мелодраму я ненавижу во всех её проявлениях.

— А если бы вам предложили написать сценарий к фильму вроде «Нелюбви» Звягинцева?

— Тоже нет. Мне больше нравится кассовое и массовое. Я бы, скорее, хотел написать сценарий мультфильма. Не детского, а формата 12+, вроде моего любимого «Шрека». Весёлая история, но с какой-то мыслью. Поэтому я сейчас работаю в том числе и над анимационным сериалом.

— В этом году на Первом канале выйдет сериал «Журналюги» по вашему сценарию. Как погружались в эту тему?

— У меня редактор — журналист в прошлом, режиссёр имеет отношение к этой профессии. Но там специфический жанр: герои — жёлтые репортёры, охотники за скандалами. В общем, не совсем чистоплотные ребята. Но это авантюрная комедия, поэтому многое прощается. И там нет уток, все события должны быть реальными.

— А сколько времени уходит на написание сценария одной серии?

— Дней десять, если серия длится 24 минуты. Если 52 — около двух недель.

В Москве премьера фильма состоялась на два дня раньше — 16 января

— Российские сериалы принято ругать. Насколько это вина сценаристов?

— Если сценарист начал реализовывать свою идею и довёл до конца — это идиллия! Такое очень редко бывает. Во-первых, идея может быть не его. Во-вторых, есть редактура, и часто плохая.

Меня поразило, когда знакомому сценаристу написали: «А какая у героя мотивация попытаться выплыть?»

Потом ещё приходит режиссёр. Бывает, профессионал. А бывает, приходит парень весь такой модный — звезда, царь и бог. И говорит: «Братан, всё ништяк. Я прочитал, классный сценарий, но надо переделать немножко (то есть абсолютно всё). Главным героем у тебя будет верблюд вместо космонавта. Я художник, я так вижу». Я утрирую, конечно, но подобное часто бывает.

А потом люди спрашивают у сценаристов: как такое дерьмо можно было написать? А вы посмотрите, что тут дошло от сценариста. Это как в анекдоте. На «Мосфильме» две мыши едят киноплёнку и разговаривают: «Ну как тебе фильм?» — «Сценарий был лучше!». На самом деле, сценаристы — бедные люди, несчастные.

— Представьте, что вам предложили за хорошие деньги написать абсолютно любой сценарий. Есть у вас тема мечты?

— Есть, конечно. Но я не буду её обозначать — вдруг кто-то начнёт это тут же делать.

А какую историю о Новосибирске вы бы написали?

— Я уже придумал сюжет сериала про Академгородок под названием «Заповедник гениев». Некий референс — «Теория большого взрыва». В своё время даже компания «Централ Партнершип» заинтересовалась этой идеей и собралась заказывать сценарий. Тогда я в ужасе схватился за голову. Это же очень трудоёмкий проект! Придётся шутить даже не про одну физику: там ещё математик, биолог, химик! Потом были внутренние изменения в компании, и они отказались. Жалко, конечно.

А насчёт съёмок в Новосибирске — у нас всё-таки миллионник. И если действие происходит не в Москве, Питере или Крыму, а в среднем городе, можно смело показывать Новосибирск: он выглядит очень хорошо.

Читайте также:

7 лучших сериалов 2017 года — от правдивой истории о психологии убийц до мыльной оперы, которая оказалась чем-то совсем другим.

Александра Зенкова
Фото предоставлены Вадимом Головановым (1, 2, 8), с сайтов kinopoisk.ru (3–7)
Видео с канала «Меломан» на youtube.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
40
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
Феномен «Аноры»: как история о таких разных русских в Америке завоевала мирового зрителя и прославила Юру Борисова
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Зачем тогда спрашивать?»: мэрия Новосибирска попросила у горожан предложений по парку Усть-Тула — и отклонила все
Олеся Гречко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления