Бизнес подробности Гонки курьеров: новосибирцы не ходят по магазинам — сервисы доставки соревнуются за их деньги и получают миллиарды

Гонки курьеров: новосибирцы не ходят по магазинам — сервисы доставки соревнуются за их деньги и получают миллиарды

Сервисы доставки в России начали теснить услуги ритейлеров

Курьеров в супермаркете новосибирцы встречают сегодня почти так же часто, как в предприятиях общепита  | Источник: Стас Соколов / NGS.RUКурьеров в супермаркете новосибирцы встречают сегодня почти так же часто, как в предприятиях общепита  | Источник: Стас Соколов / NGS.RU

Курьеров в супермаркете новосибирцы встречают сегодня почти так же часто, как в предприятиях общепита

Источник:

Доставка продуктов до сих пор делит новосибирцев на две категории. Одни выбирают между разными сервисами, другие утверждают, что не пользуются такой услугой вовсе. Между там на этом рынке сейчас происходят самые драматичные события, не заметные со стороны. Компания INFOLine зафиксировала в последнем квартале прорыв «Пятерочки» в лидеры. А в целом расходы жителей России на покупку продуктов с доставкой выросли за год более чем в треть. подробности — в материале обозревателя НГС Стаса Соколова.

Сегодня человеку, который захочет заказать продукты с доставкой, в голову придут прежде всего сервисы двух основных игроков этого рынка: «Яндекса» («Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», Delivery Club) и Сбера («Купер» и «Самокат»). Между тем, если посмотреть на отчетность каждого сервиса в отдельности, то можно обнаружить, что ситуация не выглядит уже такой однозначной.

По данным компании INFOLine, группа X5 Retail («Пятерочка», «Перекрёсток» и «Чижик») в четвертом квартале смогла обогнать «Самокат», доведя продажи в целом по России до 67,6 миллиарда рублей (+47,4% к прошлому году). При этом «Самокат» пока остаётся лидером, если сравнивать результаты в целом по году (249 миллиарда рублей).

В целом же российский рынок доставки продуктов (e-grocery) в прошлом году вырос почти на 40%, достигнув 1280 миллиардов рублей. На фоне обычной торговли, когда покупатели приходят в супермаркеты и гипермаркеты, это пока не много (всего 4,5%), но доля эта стабильно растёт. Более того, как отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, в России, как ранее в США, начавшие торговать продуктами маркетплейсы сначала вырвались вперёд, но теперь «в значительной степени проиграли конкуренцию X5, „Магниту“ и т. д.».

Как изменилась выручка крупнейших уроков рынка доставки продуктов | Источник: INFOlineКак изменилась выручка крупнейших уроков рынка доставки продуктов | Источник: INFOline

Как изменилась выручка крупнейших уроков рынка доставки продуктов

Источник:

В Новосибирске, похоже, этот процесс идёт даже быстрее. В пресс-службе X5 сообщили, что количество заказов на доставку из «Пятёрочки» в Новосибирске увеличилось на 45% в 2024 году по сравнению с 2023 годом, при этом объём товарооборота в доставке в регионе увеличился на 65%.

«Если раньше мы наблюдали более крупные покупки в торговых сетях, и клиенты чаще закупались впрок, то сейчас доставка стала более частотной, но с меньшим чеком», — сообщили в X5.

Просто взрывной рост демонстрирует в регионе и «Магнит», второй по размеру ритейлер России. В компании сообщили, что количество заказов в прошлом году превысило показатели 2023 года в 2,4 раза. Ещё быстрее растёт количество покупок через приложение, говорят в компании.

Сети всё активней предлагают возможность обойтись без похода в магазин  | Источник: Стас Соколов / NGS.RUСети всё активней предлагают возможность обойтись без похода в магазин  | Источник: Стас Соколов / NGS.RU

Сети всё активней предлагают возможность обойтись без похода в магазин

Источник:

При этом опрос в телеграм-канале НГС показал, что 45% читателей вообще не пользуются доставкой. Или, по крайней мере, считают нужным голосовать таким образом, что тоже говорит об отношении к этому виду услуг.

Лидирует у нас пока «Самокат» (28%), а на втором и третьем местах с минимальным разрывом расположились «Яндекс» (12%) и «Купер» (11%). Традиционные же ритейлеры («Пятерочка», «Магнит» и «Лента») отстают по популярности в этом опросе почти вдвое. В комментариях читатели упоминают ещё доставку сети «Ярче».

Что же касается оценок самих этих услуг, то, по мнению комментаторов, никто не выполняет их идеально. Читатели жалуются на то, что часть продуктов привозят на грани истечения срока годности, где-то приходится долго ждать и подстраиваться под условия доставки. А на продукты, которые привозят быстро (как это делает «Самокат»), цены оказываются выше.

Читатели НГС по-прежнему называют «Самокат» самым популярным сервисом | Источник: Стас Соколов / NGS.RUЧитатели НГС по-прежнему называют «Самокат» самым популярным сервисом | Источник: Стас Соколов / NGS.RU

Читатели НГС по-прежнему называют «Самокат» самым популярным сервисом

Источник:

Тем не менее, есть случаи, когда доставка действительно выручает — особенно если человек живёт довольно далеко от магазинов с большим выбором. Заказав продуктов сразу на 3–5 тысяч рублей, человек освобождает время, которое он потратил бы на поездку в гипермаркет. Доставка же в этом случае оказывается полностью бесплатной.

Сервисы доставки пытаются привлечь к себе внимание клиентов самыми разными способами. Сама по себе форма на курьерах и их яркие рюкзаки призваны напоминать об услуге, убеждать в том, что это нечто востребованное, нужное многим людям.

Среди причин, побуждающих пользоваться сервисом, читатели упомянули бонусы и кэшбек. Сервисы доставки, ритейлеры и маркетплейсы активно пользуются этим несложным, но эффективным механизмом: делая одну покупку, клиент получает какие-то скидки на покупки в будущем. По данным совместного исследования международного логистического оператора СДЭК и финансового маркетплейса «Выберу.ру», 41% опрошенных выбирают службы доставки по бонусным программам, а 22% опрошенных используют накопленные баллы при каждом заказе.

Здесь, впрочем, сервисы Сбера обладают очевидным преимуществом. Как известно, в Сбербанке нет обычного кэшбека, когда часть денег потраченных при оплате картой просто возвращается на счёт. Этот банк придумал свою собственную «валюту» — бонусы «спасибо», которыми можно расплатиться только там, где их готовы принимать, а это довольно ограниченный список компаний. Зато «спасибо» принимают в «Купере» и «Самокате» (входят в экосистему «Сбер»). Система скидок и кэшбека есть и у «Яндекса», но для того, чтобы ей воспользоваться, нужно подключить сервис «Яндекс пэй».

Развитие сервисов доставки привело к росту доходов в этой сфере деятельности и оттоку сотрудников с производств. Но, сегодня, похоже, ситуация меняется: курьеры потянулись обратно на производства, выяснила журналист НГС Настасья Медведева.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY9
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления