Новосибирск стал первым (и пока единственным) городом в России, где «Макдоналдс» продал собственные заведения новому владельцу. Со 2 сентября они принадлежат компании «ГиД» новокузнецкого предпринимателя Александра Говора, который будет теперь сам развивать эту сеть американских бургерных в Сибири на правах франчайзи. На прошлой неделе бессменный президент российского «Макдоналдса» Хамзат Хасбулатов побывал в Новосибирске, где принял участие в открытии логистического центра, который будет обслуживать заведения сети. Выдержки из пресс-конференции и ответы на вопросы корреспондента НГС.БИЗНЕС — в материале ниже.
Справка: Хасбулатов Хамзат Хамидович — родился в 1956 году, выпускник Московского института народного хозяйства им. Плеханова (1977 год). Во времена СССР работал в системе общественного питания Москвы, дослужившись до должности директора ресторана. В «Макдоналдсе» трудится с 1988 года, в 1990-м возглавил первый ресторан сети в СССР на Пушкинской площади. С 2013 года президент «Макдоналдс» в Центральной Европе.
Когда вы открывали первый «Макдоналдс» на Пушкинской, вы думали, что когда-то откроете где-то в Сибири специальный склад?
Да что вы! Тогда и соглашение-то подписывалось всего на 20 ресторанов в Москве. Но я уже тогда понимал, что у компании в России огромные перспективы.
На протяжении всех 25 лет, пока «Макдоналдс» работает в России, компания отказывалась продавать франшизу в нашей стране. Почему это решено сделать сейчас, да еще отдать франчайзи на откуп целый регион?
Опыт работы по такой системе в мире у нас огромен. С самого начала у нас была цель создать фундамент для развития, в том числе выстроить систему supply chain (цепь поставок), которая является очень важной частью для нашего бизнеса. Поэтому мы пришли к созданию такой формы взаимодействия с локальными партнерами постепенно, для того чтобы наш бизнес был успешен и в будущем. В России есть огромное количество талантов, которые могут заниматься этим делом для нас и для себя. Почему это не было сделано раньше? Нам нужно было выстроить очень сильную бизнес-модель в России.
Построение такой системы заняло у нас четверть века.
Зачем вам необходимо было строить логистический центр в регионе, прежде чем начинать здесь активное развитие?
Это не то чтобы необходимо — просто целесообразно. Возить по ресторанам из Москвы в Сибирь — это очень дорого.
Но «Бургер Кинг» же возит…
Ну я же не «Бургер Кинг».
Сколько заведений сможет обслуживать этот ЛЦ и как быстро вы планируете полностью его загрузить?
При полной загрузке это 75 ресторанов. Что касается планов развития, то это уже вопрос к нашим партнерам. Но думаю, что открыть здесь столько «Макдоналдсов» можно в течение 10 лет. В Новосибирске, например, в будущем году появится еще 3-4 ресторана.
Каковы первые итоги работы «Макдоналдса» в Сибири? Пока, визуально, — в торговых центрах очереди больше у стоек KFC.
Мы только вышли на рынок, у нас нет ни одного предприятия, которое работало бы больше года. Чтобы завоевать лояльность, нужно время. Мы будем строить здесь фундаментальную базу так же, как делали везде.
Насколько вас затронуло российское эмбарго на поставку продуктов из целого ряда стран?
Независимо от того, что мы были не согласны с этим решением, мы провели уникальную работу по изменению состава поставщиков и даже нашего меню.
Например, мы были вынуждены убрать из меню салаты, поскольку никто в России сегодня не смог предложить нам аналогичный продукт из российского сырья.
Мы должны быть уверены в качестве и безопасности: у нас на упаковках с салатами (которые получают рестораны. — С.С.) даже есть предупреждение, что их нельзя мыть — это их испортит. Они выходят с фабрики уже в таком состоянии, что их можно сразу есть. Но в целом санкции нас коснулись не сильно, потому что сегодня 85 % всего, что нам необходимо в наших ресторанах, мы получаем от российских поставщиков. В начале 90-х эта доля была не больше 20 %.
Планируете ли вы размещать производство в Сибири тоже?
Для меня не важно, где размещено производство, — это важно для непосредственных поставщиков, которым нужно выстроить цепочку с фермером и рестораном. Они занимаются этим самостоятельно, исходя из собственных представлений о целесообразности. Недавно один из наших поставщиков открыл крупный завод в Оренбурге — там они будут создавать цепочку по выращиванию крупного рогатого скота. В Елабуге открыт целый производственный парк, где есть фабрика упаковочного материала, производство салатов, в ближайшее время будет пекарня. Но для этого нужно обоснование, такой бизнес должен быть рентабельным. Я надеюсь, что в ближайшее время мы начнем и производство картофеля в России. Для этого есть партнеры, но нам нужно понять, как выстроить систему поставок от поля до ресторана. Построить завод по переработке несложно.
Что нужно, чтобы стать поставщиком, и планируете ли вы привлекать предприятия в Сибири?
Есть целый набор очень жестких условий, выполнить которые могут далеко не все предприятия. Поэтому расширение списка российских поставщиков идет постепенно. Производства проходят внутренний и внешний аудит. Это не быстрый процесс. Но мы всегда заинтересованы в поиске местных поставщиков, потому что это снижает издержки.
«Макдоналдс» не просто компания, а один из символов США. Вас не беспокоит рост антиамериканизма в России в последнее время?
Вы знаете, у меня нет ни одного иностранца, ни одного американца в штате — я, наверное, самый нерусский в российском «Макдоналдсе».
Это российская компания, где работают россияне, мы обслуживаем россиян, продукты мы получаем у российских поставщиков. Так что давайте отбросим символы.
Конечно, есть этот антиамериканский sentiment (настроения. — С.С.), но это вопрос психологии. Мы себя чувствуем вполне комфортно.
Стас Соколов
Фото автора