Первая ассоциация на аббревиатуру БТР? Восемь колес. Запомните, не семь и не пять — ровно восемь. Так думал я, равнодушно проходя мимо «Амура-ГМ», потому что у него колес не было вообще, и выглядел он как гусеничный монстр-трак с крутолобой кабиной. И вдруг из недр памяти всплыла обжигающая мысль, что БТРы были не только колесными...
«Амур-ГМ» выглядит воинственно, но является полностью легализованной гражданской машиной. По дорогам с твердыми покрытиями ездить он не вправе, зато им может владеть частное лицо без ксив и мохнатой лапы в каком-нибудь профильном министерстве.
Но славное прошлое все же пробивается из-под его просторной кабины, потому что в основе «Амура» шасси от БТР-50П — транспортера, который в 50-х годах создали на базе плавающего танка ПТ-76. В документации БТР-50П назывался шифровкой «Объект 750».
БТР-50П считался весьма удачным вездеходом-транспортником благодаря хорошей вместимости, проходимости и как раз плавучести. У него был «задний привод», сравнительно небольшая масса (всего четыре груженых «Газели») и хорошая геометрическая проходимость. А еще лебедка на случай «вы там держитесь» и плавучесть почти как у катера. Правда, его потенциал не был раскрыт полностью, и со временем колесные БТРы, в чем-то компромиссные, но удобные для злободневных армейских задач, вытеснили гусеничных предков.
Оригинальный БТР-50П брал на борт 20 человек, не считая двух членов экипажа. Но был приземист и обеспечивал неважную по гражданским меркам обзорность — примерно как у «Жигулей», на передней панели которых перевозят диван. «Амур-ГМ» отличается от прототипа прежде всего салоном, в который заходишь как в квартиру-студию: восторг от просторности граничит с зудом «вот тут бы перегородочку». Зато есть верхние полки, куда во время привалов можно забраться с путеводителем «Самые дальние уголки России (и как из них выбраться)».
Водитель сидит в центре комнаты, что теоретически дает ему возможность быть в курсе всех сплетен, если он услышит их через лязг и скрежет экс-армейского транспортера. Обзорность для такого типа машин очень неплохая, если вы в принципе готовы к шоку и трепету от управления гигантом длиной с президентский «Кортеж», но выше и шире.
Для создания микроклимата есть два просторных люка, через которые удобно восхищаться топями, которые ждут впереди. Для зимней эксплуатации предусмотрены «печки», включая автономный обогреватель.
Двигатель БТР-50П был «половинкой» танкового дизеля В-2, что ставился на Т-34: только у танка был мотор V12, а у бэтээра — рядная шестерка мощностью 240 л. с. (дизель В-6). До поры до времени ее возможностей было достаточно, по шли годы, мир разгонялся, и ограничения по удельной мощности поставили БТР-50П в положение догоняющего. «Амур-ГМ» отказался от военного дизеля в пользу агрегатов «Ярославского моторного завода», но не только ради большей мощности: по нормативам гражданская техника такого типа сегодня должна вписываться в экологические нормы «Евро-3». Хотя слова «БТР» и «Евро-3» в одном абзаце уживаются не лучше, чем военная форма и легинсы.
Мощность дизеля может быть разной: на этом вездеходе стоит 230-сильный V6 ЯМЗ-6563.10, который по требованиям клиента можно «чипануть», добавив еще 100 л. с. Для холодного старта имеется предпусковой подогреватель.
Трансмиссия сохранена оригинальная, и во многом повторяет таковую от танка Т-34. То есть поворачивает машина за счет фрикционов и тормозных механизмов, которые создают разницу в скорости вращения ведущих звездочек. Машина может вертеться практически на месте, а радиус разворота по гусенице заявлен на уровне 1,5 метра — легковушкам на зависть.
И управляется «Амур-ГМ» примерно как танк: вы включаете передачу строптивым рычагом (трогаться можно со второй), поддаете газ до характерного свиста турбины, бросаете сцепление, а потом «рулите», дергая левый или правый рычаги. Машина откликается лязгом и клевками, меняя курс дискретно, что требует некоторой привычки, но для людей, которым не чужды термины КШМ, ГСМ и БРДМ (не путать с БДСМ) все в рамках жанра.
Проверить экстремальную проходимость помешало отсутствие в обозримой дали препятствий, которые вызвали бы у бывшего бэтээра мурашки по броне. Но тут случилась приятная неожиданность: в грязи, которую с аппетитом утюжил «Амур-ГМ», застрял сначала кроссовер KIA Sorento, что вполне простительно, а потом внедорожник Opel Monterey. Это задало хоть какую-то точку отсчета проходимости, хотя дальние ее пределы мы так и не познали.
Грязь для вездехода проблемы не представляет, и месит он ее флегматично, как бетономешалка. Или жующий носорог. Он останавливается в самой жиже и, вздохнув турбокомпрессором, трогается снова, не понимая, где тут можно было застрять. Или пролетает со всей дури, полагаясь на энергоемкость торсионной подвески. Разработчики «Амура» подчеркивают плюсы «заднего привода», потому что у МТ-ЛБ с приводом на переднюю звездочку при активном маневрировании гусеница «ломается» и рискует слететь, а наш гусар вроде бы имеет иммунитет.
Геометрическая проходимость определяется скошенным под 25 градусов «носом», что, на самом деле, не так и много — угол въезда примерно как у колесного внедорожника. Но добавьте к этому просвет в 27 см и высоту самих гусениц, которые позволяют, например, одолеть метровую ступеньку. К тому же гусеничный вездеход готов ехать до жесткого контакта с грунтом, тогда как колесники, особенно гражданские, все же чураются чрезмерной близости с камнями и рытвинами. Еще он может перемахнуть трехметровый ров и въехать на 80-процентный подъем — скажем, на железнодорожную насыпь.
И, напомню, он является амфибией. В отличие от многих вездеходов, которые ставят себе в заслугу умение держаться на воде чуть лучше топора, БТР-50П адаптировали под водную эксплуатацию, например на плаву он не гребет гусеницами, а использует два водомета, струи которых делают его похожим на ракету. По воде он разгоняется до 14 км/час, то есть примерно в два раза шустрее хорошего пловца и раза в три — чем вездеходы, плавающие «на гусеницах».
У него есть фронтальный волнорез, а сама капсула приспособлена для плавания не только в штиль, но и по волнам до трех баллов. Не утопит его и нагрузка в тонну-другую.
«Амур-ГМ» разработан московской фирмой ООО «Спецтехника» в рамках проекта по конверсии БТР-50П. Авторы планируют создать линейку машин с разной компоновкой (грузовые или пассажирские), длиной (с шестью или семью катками) и доп.оборудованием. Как и любая штучная продукция, вездеход допускает кастомизацию под любые фантазии заказчика: кожаный салон, мультимедийная система, телескоп, кабинет зубоврачебной практики... Ну или буровая установка.
Основным потребителем подобных машин в России является геологоразведка, чрезвычайные службы (МЧС, пожарные) и нефтегазовый сектор. Авторы не исключают продажу машин в частные руки, тем более юридических препятствий к этому нет. Цена обозначена на уровне 4,5 миллиона рублей, что есть примерно как у премиального легкового внедорожника.
Если вам необходимо возить по бездорожью экскаватор или кран, колесный «джип» подобным машинам не конкурент — это понятно. А для досугово-экспедиционных целей? Пока мы возвращаемся в базовый лагерь, я невольно крыжу в уме плюсы и минусы. Проходимость и вместимость у таких аппаратов — вне конкуренции: с ними правильнее сравнивать не легковой колесник, вроде какого-нибудь Land Cruiser, а внедорожный грузовик на специальных шинах. Да и тот утонет раньше — ну не утонет, так нагребет мостами грунт.
Но колесные машины экономичнее и быстрее на дорогах, проще в управлении и банально комфортнее. В гусеничных вездеходах акустическое сопровождение не дает забыть, что ты типа мужик, а мужик рожден создавать трудности и преодолевать их с нейтральным выражением лица.
Чтобы понять прелесть такой техники, нужно иметь цель в тех краях, о которых боятся петь даже барды. Во время теста наш коллега, военный фотограф Алексей Китаев рассказал, как однажды потерялся в тундре, и спас его из двухметрового снега, засосавшего снегоход, гусеничный «проходимец» вроде этого. И в такие экзистенциальные моменты начинаешь ценить упрямую тягу полувоенной техники. И потом каждый раз при виде ее испытываешь робкий трепет в коленях. Тем, кто ищет бродов, этого не понять.
Ранее мы уже рассказывали о совсем уж экзотическом вездеходе «Витязь» ДТ-30П, который считается одной из самых проходимых сухопутных машин, а также о прямом конкуренте «Амура-ГМ» — вездеходе «Снежный барс» на базе МТ-ЛБ.
Благодарим компании УСМ (поселок Роза Челябинской области) и ООО «Спецтехника» (Москва) за помощь в подготовке материалов
Артём Краснов
Фото: Артем Краснов