Ни за что бы не поверил, что больше всего жизней уносят дороги Татарстана, но таковы данные исследования «Центра за безопасность российских дорог». В число аутсайдеров попали также Пермский край, Московская область, Алтай, моя родная Челябинская область, Красноярская, Нижегородская, Ростовская и Самарская области. При этом самые безопасные дороги, по мнению аналитиков, – в Тюменской и Томской областях.
Понятно, что субъективные оценки часто расходятся с реальностью, но до сих пор Татарстан казался мне образцовым регионом. Дороги в самой Казани и ее окрестностях, например, выглядят без пяти минут европейскими с точки зрения качества покрытия, разметки и оснащенности. Еще задолго до повсеместной «камерной лихорадки» Татарстан одним из первых регионов России активно внедрял комплексы видеофиксации, и были прецеденты, когда люди, проезжавшие Татарию, по возвращении домой получили с непривычки штрафов на сумму, сопоставимую с бюджетом поездки. Наконец, в Татарстане и до внедрения камер не хотелось гонять чересчур нагло, ибо тамошняя ГИБДД отличалась… скажем так, придирчивостью.
Если вы житель Татарстана или часто бываете там, напишите в отзывах свои впечатления. Но мне пока сложно представить, отчего именно в Татарстане количество ДТП из-за плохих дорог рекордно. Может быть, в татарской глубинке дороги настолько отвратительны? Сам я этого не замечал, но я не так много бывал в тех краях.
А цифры таковы, что при сравнимом населении Татарстана и Тюменской области количество тяжелых ДТП по причине неблагоприятных дорожных условий отличается на порядок: 1880 против 161. И если в Татарстане в этих ДТП погибло 150 человек, то в Тюменской области – 25.
А может быть, дело не в опасности татарских дорог, а в банальном очковтирательстве «хорошистов» рейтинга? Ведь что такое ДТП по причине неблагоприятных дорожных условий? Это авария, в которой власти возложили вину на дорожников, а не водителей, что случается гораздо реже, чем происходят подобные аварии.
Пример: автомобиль налетает ходом на крупную выбоину и пробивает колесо. Водитель теряет контроль, выскакивает на встречную полосу и сталкивается с фурой. Обитатели легковой машины гибнут на месте, водитель фуры отправляется в больницу. Место аварии выглядит, как поле Курской дуги: обломки разметало на сотни метров, металлические остовы дымятся в поле. Может быть, Шерлок Холмс и мог бы определить истинную причину произошедшего, но в реальности это слишком сложно и никому не нужно (разве что родственникам погибших).
А так в ходе разбирательства устанавливается, что водитель легкового автомобиля марки такой-то с госномером таким-то выехал на полосу встречного движения в нарушение правил дорожного движения, чем спровоцировал ДТП с автомобилем марки такой-то… Или не справился с управлением. Несмотря на истинного провокатора, ту самую выбоину, подобное ДТП пойдет в список аварий по причине нарушения водителем ПДД.
Даже если водитель сумеет доказать, что дорожная инфраструктура была неидеальна, во многих случаях вины с него это не снимет. Так, п. 10.1 ПДД предписывает двигаться со скоростью, которая учитывает состояние дорожного покрытия, освещенность и метеорологические условия, поэтому зачастую нечищеные, неосвещенные и просто неровные дороги хоть и являются катализаторами аварий, вины с водителя не снимают. Он ехал слишком быстро для данных условий, поэтому виноват (к слову, иной раз это в самом деле справедливо).
Более того, статистикой несложно манипулировать, поскольку в реальности большинство таких ДТП связано с обоюдной виной: в какой-то мере виноваты дорожники, в какой-то – водители. В зависимости от установок, которые даются инспекторам ГИБДД в том или ином регионе, эта статистика может существенно меняться, ведь даже интерпретация п. 10.1 ПДД – дело несколько спекулятивное.
Полагаю, Татарстан мог стать заложником своего стремления развивать дорожную сеть, ради чего его власти придирчивей фиксируют ДТП, произошедшие именно по причине плохих дорог. В других регионах, возможно, эта статистика искажена. Если это так, ситуация парадоксальна: ядреный антипиар на всю страну получают регионы, которые в большей степени озабочены своими дорогами, тогда как строители Потемкинских деревень удостаиваются почестей.
А вообще поднятый вопрос совсем не праздный. Признать проблему – это ведь наполовину решить ее. А если проблема замалчивается, можно ли надеяться на прогресс?
Впрочем, на нашем веку дороги в России вряд ли станут идеальными. Шанс есть, конечно, но я больше верю в колонии на Марсе. Поэтому, если хотите выжить здесь, п. 10.1 ПДД нужно воспринимать со всей серьезностью. Можно, конечно, убиться назло дорожникам, только, боюсь, дорожников вы этим мало расстроите. Давайте жить и бороться с несовершенствами, а не гибнуть от них.
А иначе… «Не справился с управлением», – начертят на могильном камне, который унесет с собой истинную причину.
Фото: Фото автора