Для начала вспомним, что прямое отношение к безопасности на дорогах помимо закона «О Безопасности дорожного движения» имеет закон «О техническом регулировании». Согласно ему приняты технические регламенты:
«О безопасности колесных транспортных средств»;
«О безопасности зданий и сооружений»;
«Безопасность автомобильных дорог».
Все регламенты вступали в силу постепенно – были предусмотрены переходные периоды. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» был опубликован в 2011 году и вступил в силу 15 февраля 2015 года.
К регламенту прилагается два списка стандартов. Первый – «Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента». Второй – «Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента».
1 сентября 2016 года заканчивается переходный период вступления в силу регламента. Одни ГОСТы уйдут в прошлое, им на смену придут другие.
Полный список – здесь.
Что это означает для водителей?
Из новых стандартов, на мой взгляд, самый интересный – «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию». В нем, например, есть такая таблица:
Таблица 2. Дефекты покрытия и сроки их устранения
Другой пример: «6.1.3 Установку отсутствующих знаков приоритета, предписывающих знаков и знаков особых предписаний осуществляют в течение 1 сут., остальных (кроме знаков индивидуального проектирования) – в течение 3 сут. с момента обнаружения».
Если вы внимательно прочитали приведенный выше список старых и новых ГОСТов, то увидели, что ГОСТ 52289-2004, содержащий правила применения знаков и разметки, не применяется с 1 сентября 2016 года. Но ничего страшного. Всеми любимые знаки, которые все помнят с автошколы, и, на которые ссылаются ПДД в Приложении №1, используются как и раньше, поскольку: «6.1.1 Дороги должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945 и национальным стандартам государств – участников Соглашения».
Запомните данный пункт. Уже сейчас при обжаловании инспекторы ГАИ и судьи пытаются завернуть ссылки на ГОСТ на том основании, что применение стандартов – дело добровольное. А после 1 сентября 2016 могут начать открыто игнорировать упоминание ГОСТов. Вот тогда и ссылайтесь на п. 6.1.1.
Еще один новый ГОСТ – «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация». В нем, например, указано, что существует всего три устройства воздействия на транспортные средства:
Неровность искусственная сборная.
Полоса шумовая.
Съезд аварийный.
А как же неровность из асфальта? Если вы изучите список ГОСТов по ссылке выше, то увидите, что ГОСТ на искусственные неровности из асфальтобетона не применяется с 1 сентября 2016 года, и согласно приведенной таблице неровности являются дефектами проезжей части, то есть максимум через 12 дней должны быть ликвидированы. Это с одной стороны.
С другой стороны, фразы «не применяется» и «не действует» не тождественны. ГОСТ может не применяться, но остаться действующим. Я не видел никаких документов, что стандарт на искусственные неровности перестанет действовать после 1 сентября 2016 года. И если в обозримом будущем появится некий документ, подтверждающий, что выполнение требований данного ГОСТа на территории РФ влечет выполнение требований Технического регламента, то строительство неровностей из асфальта продолжится.
Хотя я в этом очень сомневаюсь. С точки зрения любого здравомыслящего чиновника, сборная искусственная неровность и стоит дороже, и обязательный сертификат на нее прикроет в случае неприятностей. Огромный плюс состоит еще и в том, что ОНФ с их общественным контролем отстанет. А, не дай бог, из-за асфальтовой неровности ДТП произойдет? Кто отвечать будет?
Таким образом, нас ждет массовая замена асфальтовых неровностей на сборные. Мне эта идея нравится. Световозвращатели являются конструктивным элементом сборной неровности, и их хорошо видно ночью, что улучшит их видимость.
И не забывайте про шумовые полосы – они решают ту же задачу, что и искусственная неровность: вызывая вибрацию элементов подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждают водителей снижать скорость движения и повышать внимание.
В плане затопления проезжих частей можно упомянуть ГОСТ по летнему содержанию дорог. Летом на проезжей части не должно быть луж: «Недопустимо поверхностное скопление воды, вызванное недостаточным или обратным уклоном, наличием деформаций и разрушений, нарушением работы элементов водоотвода». Если автомобиль попал в лужу, и началось аквапланирование, приведшее к ДТП, то ссылаясь на ГОСТ, необходимо требовать возмещение ущерба с организации, обсуживающей данный участок дороги.
Часть новых ГОСТов еще не опубликована. Предполагаю, что в них будет множество интересных моментов. Если таковые найдутся, то обязательно сообщу.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора