Страна и мир Туризм Дом-легенда: знаменитый особняк Александра Дюма

Дом-легенда: знаменитый особняк Александра Дюма

Просторный дом в пригороде с видом на весь Париж

Когда Александр Дюма начал строить дом, все посчитали его сумасшедшим: дом на глине — кому такое могло прийти в голову? Только этому гиганту с непомерным аппетитом! Скупая по мере поступления гонораров от «Трех мушкетёров» и «Графа Монте-Кристо» гектар за гектаром на холме Марли, Дюма по собственному проекту выстроил Монте-Кристо — просторный дом в пригороде с видом «на весь Париж».

Жуир, бонвиван и обжора, Александр Дюма обожал гостей и всегда выступал в роли повара. Книга кулинарных рецептов великого романиста (более трёхсот рецептов!) стала бестселлером еще при его жизни. Муляжи экзотических блюд, украшенные перьями и жемчужными булавками, — элемент экспозиции Музея Дюма

Знаменитый архитектор Ипполит Дюран, на счету которого к тому времени уже был знаменитый павильон «Вилла Евгении» в Биаррице, устал приводить доводы против строительства.

«Мсье, невозможно построить дом на глине!» — «Ах так? Превосходно: избавьтесь от неё! Выройте огромную яму, дойдите до песчаника и, чёрт возьми, устройте там погреба и кухню, какой нет ни у кого!» — «Но это обойдётся вам в сотню тысяч франков!» — «Надеюсь, что не больше!»

В результате на «шато мечты» — замок Монте-Кристо — Дюма израсходовал 200 тысяч франков золотом — сумасшедшая сумма, если учесть, что в те времена даже непомерно раздутый проект стоил всего 48 тысяч! Дюма не мелочился: его романы, едва они были заявлены в печати, продавались на корню за бешеные деньги. Правда, писатель становился рабом контракта, но что какие-то пятьсот страниц этому трудоголику?

Дюма успевал повсюду: писал, поторапливал рабочих, ругался с поставщиками. Без его указаний нельзя было забить ни одного гвоздя. Нетерпение его было непомерным: 24 июля 1845 года, в день своего рождения, он рассылает приглашения в высокопарном стиле: «Имею честь принять вас в собственном замке Монте-Кристо». Примчавшиеся из Парижа друзья были в шоке: по колено в грязи Дюма с гордым видом расхаживал по стройке, рассказывая, где, что и как устроит. Хоть и преждевременно, новоселье отпраздновали шикарно: как из-под земли появились корзины с деликатесами, собственноручно приготовленными хозяином дома.

Замок Монте-Кристо стал воплощением разносторонней личности Дюма: его любви к истории, романтического взгляда на мир, безудержной фантазии, страсти к комфорту и хорошей кухне. Первый этаж с парадным выходом в сад был разбит на несколько маленьких салонов, будуар и столовую, из окон которых открывался потрясающий вид на Сену. Мебель от Буля, элегантный паркет, картины, статуи вперемешку с курьезными мелочами и чучелами птиц придавали этим помещениям вид экзотический и классический одновременно. Гордость второго этажа — «арабский» салон.

На реставрацию знаменитого дома- музея король Марокко Хасан II выделил фантастические средства. Теперь в «арабском салоне » все именно так, как было при жизни писателя

Состоящая целиком из резных кружевных панелей эта уникальная комната была создана двумя знаменитыми мастерами-марокканцами, Аджи Юнисом и его сыном Магометом, которых Дюма привёз из путешествия в Африку в 1846 году, — их имена и сегодня можно увидеть в вязи рисунка на одной из панелей. Рядом разместились: салон в стиле Генриха II, выдержанные в стиле Людовика XVI интимные гостиные, кабинеты и спальни с роскошными кашемировыми занавесями.

Чтобы создать настоящий «арабский салон», в 1846 году Дюма привез из Африки знаменитых марокканских резчиков Аджи Юниса и его сына Магомета

В третьем этаже были устроены библиотека в стиле Людовика XIV, комнаты для друзей, помещения под службы, а на самом верху, под крышей, — комнаты слуг. Самым интересным местом дома и «центром удовольствий» стал двухэтажный подвал — средоточие сибаритства и упоения жизнью во всех её проявлениях: от обжорства до подвижнического труда. Там расположились кухни и турецкая баня — хаммам.

Фасад здания украшал девиз хозяина: «J’aime qui m’aime» («Люблю тех, кто любит меня»). Любили Дюма многие. Экипажам по часу приходилось стоять в очереди у ворот усадьбы, которая на первых порах более всего походила на выставку достижений строительного хозяйства. Самые нетерпеливые гости пытались добраться до подъезда пешком и не могли скрыть изумления: подгоняемый неистовым Дюма знаменитый «архитектор садов» Ален Куссеран за два года, пока шло строительство Монте-Кристо, создал на холме Марли изысканный аристократический ландшафт. Трёхэтажный замок окружал расположенный на нескольких уровнях роскошный сад «Гайдэ» с маленькими арками, идеальной формы лужайками, романтическими гротами, яркими клумбами и живописными фонтанами.

Эклектика — излюбленный стиль великого романиста. Рядом с марокканскими орнаментами легко уживаются и готика, и классицизм

«Я не могу с утра до ночи беседовать с этими болванами, что приходят засвидетельствовать мне своё почтение. Мне, наконец, нужен кабинет, где никто меня не тронет»

Результат этих гневных тирад — окружённый искусственным рвом с водой трёхэтажный замок Иф с химерами на манер Нотр-Дам, причудливыми лепными украшениями по углам фасада, с вытянутыми готическими окнами и «кружевными» арками из камня. Здесь Дюма мог уединяться для работы в компании Шекспира, Вергилия, Данте, Гомера, которые соседствовали с его любимыми персонажами: Дантесом, герцогом Гизом, Генрихом Наваррским и графиней де Монсоро. Портреты и тех и других он поместил в медальоны на стенах замка.

По приказу хозяина стены дома были украшены портретами великих писателей в окружении химер и грифонов

Дюма любил уединение, но терпеть не мог одиночества, поэтому гости толпились в Монте-Кристо едва ли не с утра. Чтобы видеть, кто подъехал, Дюма велел выстроить оба дома так, чтобы фасады приходились друг против друга и, поглядев в окно, можно было решить: выходить к гостям или нет. Но чаще всего этот трудяга просил слугу запирать его снаружи, чтобы ничто не отвлекало его от работы, и лишь поздно вечером (не раньше!) «тюремщик» имел право отпирать входную дверь. Все, кто приходил навестить писателя, вынуждены были ожидать конца рабочего дня с чашкой кофе или бокалом вина.

Чтобы наблюдать за подъезжающими гостями не отрываясь от работы, Александр Дюма построил «отдельный кабинет » — замок Иф. Под мостиком, соединяющим особняк и замок, вырыли ров — один из элементов ландшафтного дизайна от знаменитого архитектора Ипполита Дюрана

Для Дюма-романиста эта принудительная мера оказалась весьма продуктивной. В стенах замка Иф в Марли им было написано восемьдесят восемь эссе, романов, хроник, научных, исторических и кулинарных исследований. По приказу автора названия этих произведений были выведены на стенах «темницы», её фасад украсили скульптуры созданных им персонажей, а также бюст самого автора в окружении двух грифонов.

Истинное число романов Александра Дюма не в силах установить ни один биограф

Дух Дюма — это жизнь поместья Монте-Кристо», — не уставал повторять писатель. Заслуженный гурмэ Франции, равно обожающий и готовить, и угощать, Александр Дюма увековечил свой гастрономический интерес: его кулинарный словарь-справочник с авторскими рецептами стал бестселлером еще в XIX веке, и Дюма считал, что один этот том стоит всех его произведений. Свои кулинарные амбиции Дюма тут же воплощал в жизнь и хлебосольством прославился не меньше, чем романами.

«В воскресенье приглашаю я, в другие дни люди приглашаются сами»

Действительно, в Монте-Кристо едва ли не ежедневно устраивались грандиозные обеды, на которые легко было попасть даже случайному прохожему: достаточно было сказать слуге дежурную фразу: «Я к мсье Александру». На новоселье в Монте-Кристо в 1847 году в замке оказалось более шестисот гостей, хотя приглашения были разосланы лишь пятидесяти самым близким знакомым! Он никому не мог отказать — ведь это была великолепная реклама. Дюма с удовольствием констатировал: «Я замечаю, что моя слава кулинара затмевает славу литератора!» Он стал смиренным подмастерьем у знаменитых шеф-поваров своего времени Гуффе и Вильмона, без конца разузнавал у них все новые гастрономические тонкости и изобретал новые блюда.

В расположенных глубоко под землей подвалах с толстыми стенами из камня провизия сохраняла свежесть круглый год. Все блюда Дюма готовил только сам в своей знаменитой подземной кухне, где располагались несколько котлов и гигантских плит, а затем на специально спроектированном лифте подавал их в столовую. Назывались блюда всегда экзотично, скажем, «нога слона, фаршированная филе из кенгуру». Дюма слыл оригиналом и по части оформления блюд: в его доме до сих пор выставлены муляжи, повторяющие разноцветные пирамиды и скульптуры из желе, украшенные жемчужными булавками и перьями. Содержание блюд было не менее оригинальным: Дюма первым ввёл в меню гурманов омлет с устрицами и похлёбку из нормандских куропаток в виде профитролей. Он с наслаждением угощал гостей, приговаривая, что гурманство — главное удовольствие в жизни, и во время обедов этот тучный человек сновал между кухней и столовой, словно последний поварёнок.

К сожалению, знаменитая кухня не сохранилась: после смерти Дюма в 1870 году дом неоднократно перепродавался и перестраивался новыми владельцами, каждый из которых старался модернизировать его на свой лад: один возвел новые стены, другой провел электричество, третий разбил новые клумбы в саду... Последним Монте-Кристо арендовал частный английский пансион для мальчиков. Пятнадцать лет десятки сорванцов день-деньской с воплями носились по коридорам и лестницам, так что в конце концов даже руководители пансиона поняли, что от дома Дюма скоро ничего не останется. К этому времени пространство кухни было отдано нескольким безликим рефрижераторам, а уникальную гигантскую плиту dumasien заменили мощные электрогиганты.

Наконец, пансион съехал, и в 1970-м газета «Фигаро» начала кампанию в защиту исторического дома. Одним из первых откликнулся король Марокко Хасан II: сначала он выделил фантастические средства на восстановление «арабского» салона, а затем его стараниями весь дом был переведён на новую систему отопления. Поэтому сегодня Монте-Кристо открыт круглый год, в отличие от большинства парижских загородных музеев, которые зимой не работают по причине отсутствия отопления.

На протяжении двух веков дом Дюма не раз продавался и перестраивался. Разве что чудом в нем сохранились старинные зеркала и вывезенная из Марокко мебель

Реставрация длилась два года, и король лично контролировал проект. Хрупкие резные панели салона были отреставрированы лучшими мастерами из Марокко, и сегодня знаменитая экзотическая комната Дюма блистает новыми красками, воссоздавая стиль и дух дома Дюма. Марокканская комната — это оригинальный памятник Дюма-путешественнику: образцы роскошного мавританского стиля он видел во дворцах Альгамбры в Гренаде, в замке Альказар в Севилье, во дворцах тунисских беев и марокканских королей.

Разумеется, он не мог успокоиться, пока не создал нечто подобное в Монте-Кристо. Причудливая лепнина, разноцветные витражи, светильники с переливающимися стеклами, роскошные восточные шелка, которыми обиты диваны и подушки, кальяны — всё это богатство он вывез из Африки после многочисленных «налётов» на алжирские, марокканские и тунисские базары. Правда, тогда везти мраморные плиты издалека было сложно, поэтому пол выложили обыкновенным европейским паркетом. Зато сегодня в salon mauresque можно видеть живописные мозаичные узоры из мрамора, специально привезенного из Марокко.

Средневековый мраморный бюст на фоне арабских кружев — типичная деталь декора особняка в Марли

Тут же на камине — один из бюстов Дюма в феске. Кроме кулинарии и декора у Дюма была еще одна страсть — охота. В замке постоянно жили четырнадцать собак, которые тоже отличались гостеприимством, и иной раз усадьба больше походила на псарню. Дюма только посмеивался.

«Если я люблю гостей, то и мои собаки тоже имеют право приглашать приятелей!»

Он обожал животных и из каждого путешествия привозил экзотический экземпляр местной фауны. Фазаны, павлины, попугаи, восточные петухи оглашали окрестности необычными криками. В поместье Монте-Кристо до сих пор живут его любимцы в виде статуй и портретов: ястреб Югурта, пойнтер Причард, грифон Томбо, коты Мисуф I и Мисуф II. В этом «земном раю», как называл его сам Дюма, найдется место всем — здесь до сих пор царит дух гостеприимства.

В декоре «арабского » салона смешались детали интерьера, которые Дюма подсмотрел во дворцах Альгамбры в Гренаде, Альказар в Севилье, у тунисских беев и марокканских королей: мягкие диваны, мраморные полы, причудливая резьба

Elle Decoration
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Форумы
ТОП 5
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления