В Новосибирской области на проселочной дороге молодой водитель погиб, перевернувшись на внедорожнике Toyota Land Cruiser Prado. Роковой особенностью джипа стало наличие люка, в который угодил молодой человек, после чего был придавлен корпусом авто. Кроме того, по данным ГИБДД, он не был пристегнут ремнями безопасности. Не были пристегнуты и два его пассажира, однако они по воле судьбы остались целы и невредимы. Портал НГС.АВТО узнавал, почему Prado несет смертельную опасность и какие еще внедорожники любят переворачиваться.
По данным официальной сводки ГИБДД, авария произошла 28 августа около 3 часов ночи на районной дороге Болотное – деревня Козловка. На 26-м км 30-летний водитель Toyota Land Cruiser Prado не справился с управлением и опрокинулся в правый кювет. Молодой человек скончался от травм до приезда «скорой помощи».
О погибшем известно, что грубых административных правонарушений у него не было, прав его не лишали. За период его работы на грузовике КамАЗ накопилось несколько мелких нарушений. В автоинспекции отмечают, что непристегнутые водители при авариях получают самые разнообразные травмы в результате полетов по разным траекториям. «Когда в окна вылетают, разлетаются и ломаются о землю, когда падают, от ударов — на трассах. А тут, видимо, и скорость была небольшая, и автомобиль высокий, все поспособствовало — вылетел как в окно, только в люк. Он бы, может, и жив остался», — подчеркнули в отделе пропаганды ГИБДД.
Модель внедорожника Toyota Land Cruiser Prado хорошо известна у автолюбителей в том числе и своей склонностью к переворачиванию. Считается, что у Prado высокий центр тяжести сочетается с узостью корпуса. Есть и еще одна особенность. «Задний мост — это большие неподрессоренные массы, это большие уводы на поворотах. И "Лэнд Крузер Прадо" — это одна из его фамильных черт. При поворотах, на плохой дороге, задний мост может, что называется, кабрировать, может переставлять, машина может уйти в занос резко. Именно поэтому с 2000 года на "Лэнд Крузер Прадо" ставят систему стабилизации, которая, в принципе, частично гасит эту особенность машины», — объясняет координатор «Авто-Мото Ассоциации» Владимир Кириллов.
Эксперты по автомобильной экспертизе считают, что причиной опрокидываний джипов является не сам по себе центр тяжести, а сочетание скорости и движения рулем. «Чем выше центр тяжести, тем быстрее опрокидывание и происходит. Плюс есть такой коэффициент маневра — т.е. маневр по пределу опрокидывания, по пределу заноса. Когда теряется сцепление одних из колес и происходит смещение центра тяжести. Влияют скорость и радиус маневра — две эти характеристики в совокупности приводят к опрокидыванию. Наверно, больше таких случаев у автомобилей, которые имеют больший потенциал двигателя. Соответственно большая мощность, высокая скорость и маневр. Сидит в "Прадо" высоко, хорошо, далеко, быстро едет — вот это и приводит», — говорит директор компании автотехнической экспертизы «НАТТЭ» Олег Дугушкин.
В условиях эксплуатации внедорожника особую важность имеет привычка пользоваться ремнями безопасности. Ведь перевернуться на бездорожье с непредсказуемым рельефом или опрокинуться на ровном шоссе на легковушке — две разные вещи с разной вероятностью. «Были такие случаи, в окно попадали. Было уголовное дело в Новосибирском сельском районе, там один человек через лобовое стекло вылетел и погиб при опрокидывании, второй через водительское стекло, два трупа. Был бы пристегнут — не было бы этого», — поясняет Олег Дугушкин.
В целом все внедорожники имеют большую склонность к опрокидыванию, нежели легковые машины. При этом некоторые модели все-таки попадают в такие ситуации чаще. «Разницы особой нету, "Прадик" или 100-й "Лэнд Крузер", если у них схема устройства кинематики подвески одинаковая, сзади мост. То, что у него база чуть пошире — да, комфорта прибавляет. Но все равно центр тяжести никуда не денешь. Всегда обращаю внимание на кузова перевернутых обычных "Крузаков" на эвакуаторах, я их часто вижу. Особенно пафос там — о, у меня же "Крузер"», — говорит Владимир Кириллов.
Некоторые отечественные внедорожники — например, "УАЗ Патриот" не был замечен в частых опрокидываниях. А вот УАЗы старых моделей имеют проблемы с управляемостью. «"Патриот" очень неплохо идет, переворотов я не встречал, машина достаточно управляемая, нет пробоев подвески. У "уазика" обычного, 469-го, конечно, есть знаменитое "козление". Когда в него втыкают большие колеса, часто опрокидывается, на пригорок заехали — и машина вбок пошла», — заключает эксперт.
Дмитрий Косенко
Фото medtide (Essentials/iStock)
Портал НГС.АВТО ищет героев для публикаций:
– если вы свидетель или участник какого-либо автомобильного события или проблемы,
– стали свидетелем нарушения правил со стороны чиновников, полиции,
– обладаете необычным, уникальным авто,
– красивая девушка, желающая принять участие в фоторубрике «Девушка месяца»,
пишите с фото на почту auto-news@office.ngs.ru.