Большой веломарафон закончился трагедией — днем 6 августа на дороге Новосибирск – Тогучин один из спортсменов, Александр Грачев, попал под колеса автомобиля Geely Emgrand. Погибший был гендиректором крупной новосибирской научно-производственной компании «Гранч», также фигурирующей в громком деле о взятке. Участники велопробега уверяют, что трасса была практически пустой и ехавшего по обочине велосипедиста было невозможно не заметить. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснила детали аварии и узнала, чтó может спасти автовладельцев и велосипедистов от таких случаев.
Днем в субботу, 6 августа, участники 300-километрового велопробега Новосибирск – Журавлево – Новосибирск ехали по почти пустой ленинск-кузнецкой трассе, стояла безветренная жара. На 128-м км они заметили, что по правой стороне стоит автомобиль Geely Emgrand с вдребезги разбитым лобовым стеклом, а около него лежит поломанный велосипед и один из участников марафона, опытный 56-летний велосипедист Александр Грачев. Столкновение случилось в 13:40, велосипедисты и водитель тут же вызвали «скорую помощь», но она была бессильна — получив многочисленные травмы, Александр Грачев скончался через считаные минуты.
В ГИБДД по НСО рассказали, что на место трагедии тут же выехали оперативные группы, 23-летний водитель Geely Emgrand не пытался скрыться и прошел медосвидетельствование — результаты анализов еще не готовы. По предварительным данным, молодой человек был трезв. «Проводится всесторонняя проверка. Нужно время, чтобы разобраться в ситуации. Будет заниматься следствие этими вопросами. Проезжая часть без нареканий, велосипедист двигался по краю проезжей части в попутном направлении», — кратко описали в отделе пропаганды Госавтоинспекции. В ГИБДД отказались предоставить какую-либо информацию о водителе, вина которого официально не установлена.
Сейчас шокированные произошедшим велосипедисты пытаются восстановить подробности аварии — момент столкновения они видели только издали, поскольку передвигались автономно друг от друга. Как рассказал один из них, Андрей П., сама трасса — довольно узкая, но субботним днем она была практически пустой, видимость была отличной. «[Трасса] немного изгибом идет сверху вниз, потом наверх. Нет никаких поворотов, ничего», — вспоминает он.
Подъехав поближе, он увидел, что части велосипеда были буквально разорваны на куски, а пострадавший лежал на обочине. Водитель вместе с молодой пассажиркой стояли чуть поодаль. «Это парень совсем молодой. Нервно стоял, опершись на отбойник, а она плакала», — описал очевидец.
Судя по следам торможения, водитель Geely Emgrand начал тормозить, только когда налетел на велосипедиста, пришли к выводу участники марафона. «Молодой парень был в шоке — что-то вытянуть из него было нереально. Я так понял, что он отвлекся и вовремя не увидел», — отметил еще один велосипедист, Альберт С. Велосипедисты также предполагают, что Geely шел на обгон, причем на очень высокой скорости. «Александр всегда был в шлеме, на исправном велосипеде и очень серьезно относился к безопасности», — заметил опытный участник велопробегов Игорь Березенков. Велосипедисты отмечают, что Грачев часто брал с собой на заезды сына — ему около 11–12 лет. Кроме сына у погибшего осталась жена.
Прощание с Александром Грачевым состоялось днем 9 августа, похороны прошли на Заельцовском кладбище. Кроме велосипедистов с ним пришли проститься сотрудники научно-производственной компании «Гранч», разрабатывающей системы автоматизации, связи и безопасности для угледобывающей промышленности. Компанию Грачев основал вместе со специалистами-единомышленниками 24 года назад и занимал пост не только гендиректора, но и главного конструктора, пояснил директор по развитию компании Алексей Орел. По его словам, «Гранч» всегда уделял большое внимание отдыху и спортивному развитию сотрудников — увлечение Грачева велосипедным спортом переняли многие работники и тоже участвовали в велопробегах, как и их руководитель.
В последнее время «Гранч» упоминали как участника громкого дела Николая Терехова, бывшего начальника управления промышленности мэрии Новосибирска.
Чиновника обвиняют в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). По версии следствия, Терехов получил наличные деньги в размере 1,5 млн руб. от посредника директора ООО НПФ «Гранч», что было первой частью ранее оговоренной суммы — 5 млн руб. Как сообщала газета «КоммерсантЪ», руководство фирмы само пришло в ФСБ, после того как летом 2015 года компания обратилась в мэрию с просьбой о выделении земельного участка в Советском районе, а Терехов потребовал 5 млн руб. за содействие. В июле СК сообщил, что расследование завершено, материалы переданы в суд. На протяжении 2 дней, отведенных на подготовку материала, пятое следственное управление СУ СК РФ по НСО было недоступно для комментариев. В самой компании «Гранч» не видят связи между произошедшей трагедией на трассе и делом Терехова. «Думаю, что это совпадение, случайность», — добавил Алексей Орел.
По статистике ГИБДД, число ДТП с участием велотранспорта растет из года в год. Так, с начала 2016 года в НСО произошло 39 ДТП с велосипедистами, в которых 3 человека погибли и 37 получили травмы различной степени. За аналогичный период прошлого года случилось 33 ДТП с велосипедистами, в которых получили травмы 29 человек, погибли еще 5 человек. Резонансная трагедия случилась совсем недавно с программистом Иваном Сутуриным — 25 июня его и Дмитрия Донова, также молодого новосибирского программиста, ехавших на велосипеде, сбила вылетевшая на встречную полосу Toyota Chaser на 36-м км трассы Новосибирск – Колывань – Томск. Иван погиб на месте, а Дмитрий получил сложные травмы, но врачам удалось спасти его жизнь.
Как отметил руководитель общественной организации «Привет, велосипед», организатор ряда веломарафонов в Новосибирске Алексей Куницин, пока что в городе и тем более на трассе в области у велосипедиста нет гарантированного способа защитить себя от наезда автомобиля, особенно двигающегося на высокой скорости и вылетающего внезапно на обочину — в этом случае будет неважно, едет велосипедист в попутном или во встречном направлении. Велосипедисты пытаются добиться организации велодорожек, власти не идут навстречу — «на трассе тем более никто этого делать не будет», говорит он. Сам велосипедист может быть в шлеме и со светящимися эмблемами, но система защиты будет работать только в автомобиле.
Два года назад о разработке такой системы, DriverAssist, заявил резидент новосибирского Академпарка — компания SpectraTek. Программа издает специальные звуковые сигналы при приближении велосипедиста или пешехода, распознавая объекты дорожной сцены и оценивая критичность расстояния, пояснил руководитель компании Артем Попов. Однако ее производство все еще не поставлено на поток — компания пока перепрофилировалась на программы для беспилотных автомобилей. В России такие инновационные системы создает компания Mobileye (базируется в Москве), но частные российские автомобилисты раскупают ее немассово — такая программа искусственного зрения со звуковыми сигналами стоит 100 тыс. руб., отметил глава представительства Mobileye в России и СНГ Роман Ферштер.
В странах Европы установка подобных систем уже очень популярна, но на уровне законодательства в Европе вопрос еще регулируется и вот-вот должен пройти все стадии юридического согласования, знает Попов. Ряд новых дорогих автомобилей, которые можно купить и в России, например Volvo и Mercedes, изначально оснащены такими системами.
Массовой эта технология станет лет через 5, когда разработчики видеорегистраторов будут включать автоматическое распознавание на дороге мопедов, пешеходов и животных, прогнозирует эксперт.
Роман Ферштер заметил, что с предложением массового внедрения таких программ для грузового и пассажирского транспорта его компания не раз обращалась в Минтранс РФ, но ответа пока не поступило.
Мария Морсина
Фото очевидца (1), предоставлено Игорем Березенковым (2)