Группа компаний «СЛК-Моторс» перестанет быть официальным дилером марок Toyota и Lexus уже через месяц — об этом сообщает представительство японской корпорации в России. Сейчас оба дилерских центра почти прекратили работу, а в судах идет почти два десятка дел: покупатели не могут дождаться от компании оплаченных машин месяцами. Подробности ситуации, а также история триумфа и краха крупнейшего в прошлом автодилера Новосибирска — в материале НГС.АВТО.
Развод и девичья фамилия
О том, что ЗАО «СЛК-Моторс» с 14 февраля 2016 года теряет статус официального дилера Toyota и Lexus, корреспонденту НГС.АВТО сообщили в службе клиентской поддержки дистрибьютора — компании «Тойота Мотор Рус». В частности, было заявлено, что компания «прекращает отношения» с «СЛК-Моторс» по причинам, которые являются «конфиденциальной информацией».
По факту оба новосибирских автосалона находятся в «спящем» режиме: колл-центр закрыт, официальные сайты отключены, а заказать новое авто невозможно.
Руководство компании пока не комментирует сложившуюся ситуацию. Генеральный директор ГК Наталья Жданова 15 января не взяла трубку мобильного, а ее представитель — руководитель отдела маркетинга «Порше Центр Новосибирск» Людмила Никитина — сообщила, что все комментарии относительно причин прекращения отношений с «Тойотой» будут даны примерно через неделю. При этом, по словам г-жи Никитиной, по всем оставшимся обязательствам перед клиентами дилерских центров работа продолжается «в индивидуальном порядке».
Руководитель общественной организации потребителей «Потребдозор» Антон Тихонов рассказал, что на сегодня он ведет более 17 дел в новосибирских судах — клиенты «СЛК-Моторс» месяцами пытаются получить оплаченные автомобили. По его словам, общая сумма известных ему долгов «СЛК-Моторс» перед покупателями — примерно 20 млн руб. «Мы пытаемся выяснить, сможет ли ЗАО "СЛК-Моторс" поставить автомобили после 14 февраля, уже не являясь официальным дилером. Сейчас наше требование в суде — "принудить поставить транспортные средства", но мы не хотим предъявлять заведомо неисполнимые требования. Видимо, нам придется изменить требования на "возврат денежных средств". С января на суды представители ЗАО "СЛК-Моторс" не являются», — рассказал Антон Тихонов, отметив, однако, что суд всегда встает на сторону потребителя.
Империя Ждановой
Согласно официальным источникам, история дилера «СЛК-Моторс» началась в 2005 году, когда на базе структур «Сибирской лизинговой компании» было создано новое подразделение во главе с опытным финансистом Натальей Ждановой. Компания сразу же вложилась в строительство и уже в декабре 2006-го был открыт «Тойота Центр Новосибирск». Тогда же было подписано дилерское соглашение с «Тойота Мотор».
В следующие несколько лет строительство продолжилось — с 2006 по 2008 год были открыты дилерские центры Nissan (Новосибирск) и Toyota (Барнаул). В 2009-м компания резко «набрала вес», получив дилерство марок Audi, Volvo, Ford и Mitsubishi. В 2010 году в портфеле брендов появился Hyundai, а за последующие годы — Lexus, Porsche и LADA.
Однако уже в 2012 году корпорация начала трещать по швам. За 3 года под предлогом «оптимизации» «СЛК-Моторс» избавилась от дилерских центров Mitsubishi, Volvo, Ford, LADA и Audi. Кризис 2015 года и общее для всех марок падение продаж окончательно добили некогда крупнейшего автодилера города.
Новый друг японцев
В Новосибирске остается второй официальный дилер Toyota, до 1 декабря 2015 года имевший статус «уполномоченного партнера» — входящая в структуры корпорации «Автомир» компания «Тойота Центр Новосибирск Запад». Управляющий дилерским центром Дмитрий Канаев рассказал, что в 2015 году компания закрывала рынок Новосибирска на 75 %. Он уточнил, что в прошлом году доля рынка Toyota в Новосибирске была 5,4 %, а сейчас — уже 8 %. «При этом мы работали в формате маленького "неполноценного" салона и в условиях проблем с лояльностью. Долго к нам ходили люди, думая, что мы — филиал "Тойота Центра" на Фрунзе или вообще какие-нибудь "перекупы". Некое отторжение существовало и сдерживало наши продажи в прошлом году», — признал г-н Канаев, добавив, что после открытия полноценного дилерского центра объемы продаж начали расти.
«У "СЛК" были проблемы уже не первый год, и у новосибирцев выработалась привычка ездить за новыми автомобилями Toyota к дилерам в соседних городах. Очень много новосибирцев покупало машины в Новокузнецке, Кемерово, Томске. Там сильные дилеры. Мы планируем вернуть этих клиентов в город, завоевать их доверие. В этом я вижу перспективу. К нам и так уже начали приезжать из других регионов — просто у нас есть некоторые комплектации в наличии, а там нет», — отметил Дмитрий Канаев.
Марк Волков
Фото Александра Ощепкова