NGS
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+3°

облачно, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

760мм 70%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Дороги и транспорт Тайны железных тоннелей (фоторепортаж)

Тайны железных тоннелей (фоторепортаж)

Метрополитен показал свой пункт управления и самые секретные места, рассказав, откуда в подземке оружие и как долго метро сможет работать после апокалипсиса

Новосибирский метрополитен — единственный за Уралом — запустили в декабре 1985 года. В этом году ему исполняется 30 лет. В честь юбилея журналистам показали несколько «тайных комнат» — мест, куда нет доступа людям с улицы: там, среди мониторов, телефонов и мерцающих графиков, работает мозг и бьется сердце новосибирского метро.

Новосибирский метрополитен — это не только вагоны, машинисты и рельсы под током. Центр управления одного из важнейших городских предприятий находится далеко от посадочных платформ. В здании, куда почти невозможно попасть посторонним, по звонку устраняют течь на «Золотой Ниве» и нажатием пары кнопок парализуют движение всех поездов, если на рельсы упадет человек. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ узнали, кто командует новосибирской подземкой, побывав в самом закрытом от посторонних центре управления метрополитена.

Фасад «головного офиса» метрополитена — 9-этажного здания на ул. Серебренниковской — украшен слоганом «Мы дарим город без пробок». Пока на борьбу с заторами на дорогах брошены 13 станций на двух линиях: Ленинской (красной) и Дзержинской (зеленой). Любопытно, что на всех схемах метрополитена между «Студенческой» и «Речным вокзалом» отмечена законсервированная станция «Спортивная».
Главная диспетчерская — единый ситуационный центр метрополитена, третий по величине в России после Москвы и Санкт-Петербурга, был оборудован 1,5 года назад. Тут находятся дежурный и оператор, которые мониторят обстановку на станциях и объектах и взаимодействуют с экстренными службами города при чрезвычайных ситуациях. Самая распространенная ЧС, по словам сотрудников, — стихийные течи, в том числе на «Золотой Ниве», возникающие при испытании теплосетей.
На платформах и объектах метрополитена установлено 694 видеокамеры. Система видеофиксации во входной зоне и в депо четче, чем, например, на платформах — однако лица, признались сотрудники метро, все равно плохо видно. Программу интеллектуального видеонаблюдения, по словам замначальника метрополитена Романа Дронова, собираются внедрять с 2014 года — однако все тормозит дефицит финансов.
За последние 1,5 года в метро ни разу не обнаружили ни химических, ни взрывчатых веществ. Зато ножи и травматики попадаются инспекторам по безопасности регулярно — однажды, по словам Романа Дронова, у пассажира даже нашли учебную гранату. Всех, у кого обнаружили опасные «игрушки», отправляют в полицию — там они должны предъявить разрешительные документы на оружие.
«За вчерашние сутки (17–18 июня) досмотрено на "Площади Гарина-Михайловского" 4 единицы холодного оружия, на "Маршала Покрышкина" — 9, на "Студенческой" — 10, на "Площади Маркса" — 33. Пневматического оружия — на "Студенческой", "Золотой Ниве" и "Площади Маркса" досмотрено по одной единице», — обрисовал, сколько пассажиров спускаются под землю вооруженными до зубов, дежурный по метрополитену.
«Когда человек прыгает под поезд, у каждого свой алгоритм действий. Ситуационный центр должен как можно скорее вызвать "скорую", следственный комитет, оповестить руководство метрополитена. Остановить и восстановить движение можно быстро, но на работу следственного комитета нужно время, поэтому, когда человек прыгает под поезд, происходят сбои в работе метро», — пояснил Роман Дронов, вспомнив недавнее происшествие на станции «Гагаринская»
Диспетчерская службы движения держит связь с машинистами и дежурными по станции. Двое мужчин с суровыми лицами следят, чтобы поезда не выбивались из графика: глаза смотрят в компьютер, ноги нажимают на кнопки, а губы тем временем произносят позывные для тех, кто ведет поезда по тоннелям. В динамиках слышатся хриплые отзывы машиниста.
На вопрос о том, может ли машинист подождать бегущих пассажиров (особенно если речь идет о позднем вечере), специалисты подземки отмечают: отклонение до минуты допустимо даже при трехминутном интервале. Погрешность свыше 60 секунд уже считается нарушением и выходом из графика.
Диспетчерская службы электроснабжения подает напряжение на линии — именно отсюда оперативно обесточивают контактный рельс в случае ЧП. «Если во всем городе погаснет свет, метро сможет работать еще час, за это время можно спокойно эвакуировать пассажиров», — рассказали специалисты. Электроэнергию подают 14 подстанций, оперативно дублирующих друг друга при коротких замыканиях — работа метрополитена возможна до тех пор, пока функционирует хоть одна подстанция.
Диспетчерская электромеханической службы — в каком-то смысле музей. Оборудование, установленное там, — остатки былой роскоши. Скоро ее модернизируют, но пока можно получить представление о том, как работали диспетчерские метрополитена до компьютеризации. Рычаги регулируют, в частности, функционирование эскалаторов и системы вентиляции.
Сотрудники новосибирского метро даже на условиях анонимности не сумели четко ответить на вопрос, изменилось ли что-то в работе подземки после назначения на должность начальника метрополитена бывшего вице-мэра Андрея Ксензова. «Пока работаем, и слава богу, а там посмотрим», — признался один из собеседников.
Анна Наумцева

Фото Анны Золотовой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления