Власти начали штрафовать перевозчиков за то, что автобусы подолгу стоят на промежуточных остановках. В мэрии считают, что дольше всего собирают пассажиров на остановках возле площади Калинина, площади Карла Маркса и станции метро «Речной вокзал». Перевозчики платят штрафы до 50 тыс. руб., в то время как пассажиры жалуются на медленных и алчных водителей. Помогут ли штрафы ускорить общественный транспорт и как сделать движение быстрым и регулярным — в материале НГС.НОВОСТИ.
Мэрия начала штрафовать перевозчиков за длительные простои автобусов на остановках. Как сообщили в пресс-службе мэрии, с начала года составлено четыре акта на четырех крупных перевозчиков — «Новосибирскпрофстрой-ПАТП-1», «ПАТП-6» и другие. Их обвиняют в нарушении ч. 2 ст. 10.3 закона НСО «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (самовольное изменение схемы движения или расписания движения на маршруте регулярного сообщения).
С каждым перевозчиком был заключен договор с утвержденным графиком движения, теперь штрафы налагаются за его нарушение. Материалы направлены мировым судьям. Нарушителям грозит административный штраф: для должностных лиц от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. В ноябре-декабре 2013 года мировые судьи уже оштрафовали перевозчиков за то же нарушение на 183 тыс. руб.
В первую очередь транспорт скапливается на пересадочных узлах города, таких как пл. Калинина, пл. Карла Маркса, ст.м. «Речной вокзал», считают в мэрии. Большинство оштрафованных маршрутов проходит через эти остановки в своем движении. В частности, автобус № 29 (1029) останавливается на пл. Маркса. Маршрут автобуса № 13 (1113) проходит через пл. Калинина и «Речной вокзал», как и автобус № 28 (1038). Автобус № 8 стоит на «Речном вокзале». Маршрутка № 64 (1068) идет через пл. Маркса.
На медлительность водителей жалуются как пассажиры автобусов и маршруток, так и пассажиры троллейбусов на пл. Калинина. «Автобус подъезжает к пл. Калинина со стороны центра и ждет, когда люди выйдут из метро в час пик. Если сделает две такие ходки — утром и вечером, то находится в финансовой выгоде», — описывает ситуацию Юрий Кийко, координатор общественного движения «Пассажирский фронт», секретарь общественного совета при минтрансе НСО.
Горожане также жалуются на привычку водителей простаивать на каждой остановке, несмотря на утреннюю пробку.
«Мне кажется, это системная проблема, — сетует Анна, жительница «Родников», работающая в центре. — Автобус № 97 (1197) утром стоит на каждой остановке по 5 минут с открытыми на холоде дверями, я успеваю песню прослушать за это время».
На попытки пассажирки поторопить водителя или просьбу хотя бы закрыть дверь тот ответил: «Это мой автобус, что хочу, то и делаю».
«Они отстаиваются по простой причине — ждут, пока наполнятся пассажиры, чтобы собрать как можно больше», — уверен Юрий Кийко.
Водитель имеет право стоять на остановке 2–3 минуты, проинформировала Надежда Портнягина, генеральный директор ООО «Новосибирскпрофстрой-ПАТП-1», которое оштрафовали за простой автобусов № 28, 3, 8. По наблюдениям пассажиров, стояние автобусов на ключевых остановках возле метро может длиться до 10–15 минут.
«У каждого своя правда. Например, тот же отстой на вокзале… Если водитель едет 2,5 часа из Академгородка, стоит в пробке — ему даже до туалета нужно успеть добежать. А где-то водители сами виноваты, потому что стоят, чтобы пассажиров набрать», — признает Надежда Портнягина. По ее словам, перевозчики страдают из-за кадровой проблемы — водители легко переходят с маршрута на маршрут, а найти им замену сложно.
Водитель 34-го автобуса пожаловался корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что штраф за простой на остановке составляет 1,5 тыс. руб. — сумма, равная его прибыли за день. «Я везде стою по 2–3 минуты, а пенсионерки все равно говорят, что 20», — жалуется водитель.
Опрошенные эксперты сомневаются в том, что разовые штрафы смогут кардинально решить проблему отстоев. «Эта борьба — латание заплаток!» — считает Юрий Кийко. Координатор «Пассажирского фронта» уверен в необходимости менять саму систему общественного транспорта, усилив контроль за перевозчиками. «Нужно платить (перевозчику. — М.К.) за каждый выход на маршрут.
Сделал выход на линию, провел безопасно, без нарушения ПДД и комфортно, — все, получи в полном объеме. Если есть какое-то нарушение, значит, вычитается коэффициент», — рассуждает эксперт. Функцию контроля он предлагает возложить на Единый расчетный центр, который обслуживает «электронные проездные». Чтобы следить за простоями, он поделился идеей установить на автобусы «черные ящики» — приборы для наблюдения за поведением водителя и соблюдением ПДД — и наблюдать за транспортом через ГЛОНАСС.
Для уменьшения отстоев Валерий Хабаров, заведующий лабораторией «Информационные технологии на транспорте» СГУПС, предлагает налаживать тактовое движение автобусов и увеличивать количество полос для общественного транспорта в городе, как это было сделано на Красном проспекте. В пресс-службе мэрии сообщили, что в дальнейшем власти планируют не только бороться с простоями транспорта, но и заниматься «обеспечением своевременного отправления» с конечных остановок.
Мария Каргаполова
Фото Татьяны Кривенко (1), Александра Ощепкова (2)