Истории о сватовстве кажутся чем-то из далекого прошлого. Оценивать их можно по-разному: кто-то скажет, что при таких порядках не было никакой свободы, а кто-то вздохнет, что сейчас никто не помогает подобрать жениха, а все нужно делать самим, путем проб и ошибок, подчас многочисленных. Чемпиона мира по боксу новосибирца Мишу Алояна и его жену Грету родители сосватали по их национальным езидским традициям. Супруги, отметившие уже третью годовщину свадьбы, рассказали, как происходило сватовство, а также объяснили, почему желание найти мужчину с деньгами абсолютно нормально для любой женщины.
Справка: Алоян Миша — родился 23 августа 1988 года в Армении, с 2005 года живет в Новосибирске. Бронзовый призер Олимпиады-2012 и двукратный чемпион мира по боксу в суперлегком весе (до 52 кг). Алоян Грета — родилась 2 июня 1991 года в Армении, с 1996 года живет в Новосибирске. Окончила НГМУ (стоматолог-терапевт), сейчас учится в интернатуре. Миша и Грета поженились в октябре 2011 года.
Как вы познакомились?
М.А.: Мы познакомились по нашим национальным езидским традициям. Заранее моими и ее родителями изучалась семья вплоть до бабушек, дедушек. Потом мама или отец показали мне фотографии Греты. Я тогда (Мише было 22 года. — З.К.) не думал о женитьбе, но когда увидел ее, сказал: «Идем в гости».
Г.А.: Если честно, я не думала, что они с этой целью приходят. Потом мне рассказали, отец мне сказал: «Присмотрись, очень хорошая семья». Ну я присмотрелась. (Смеется.)
М.А.: После того как мы со своей стороны сделали семье Греты предложение, у них был семейный совет, и через 2 недели они дали согласие, тогда мы назначили дату помолвки. У нас 27 января была помолвка, а 15 октября 2011 года мы поженились. Не знаю, романтично это или нет, но было так. (Смеется.)
Г.А.: В течение 10 месяцев с помолвки до свадьбы мы, конечно, виделись, общались, гуляли, изучали друг друга.
Как вы общались до помолвки? Как успели понять, что подобранный родителями вариант вам подходит?
М.А.: Общаться разрешается только после помолвки. До этого мы не разговаривали…
Г.А.: Миша, ну ты что, разговаривали мы! Мы разговаривали почти 24 часа в сутки — ты что, не помнишь?
М.А.: А, да. Но до помолвки наши родители обещали друг другу, что мы жених и невеста. И дальше был просто вопрос времени.
Ну вы-то оба уже были в курсе, чтваши родители обещали?
Г.А.: Конечно, это же не насильно все происходит. Кто-то может отказаться от свадьбы — жених или невеста. Но лично мне сразу понравилась его целеустремленность, что он ответственный парень. Все равно же, когда замуж выходишь, хочется точно знать, что с этим человеком ты будешь под защитой, стабильность будет.
М.А.: У нас жены выбираются именно для семьи: порядочность, правильность — чтоб можно было дом доверить, в общем, и все будет нормально. Но что меня привлекло…. Я всегда думал, ну будет жена — обычная, скучная на кухне. Но нет — она может огрызаться. (Смеется.) То есть у человека есть свое мнение: мне нравится, когда оно не сходится с моим и начинается семейная дискуссия. Разговоры в семье не должны быть скучными.
Как у вас распределяются домашние обязанности?
М.А.: Всё на ней. (Улыбается.)
Г.А.: Всё на мне, да. Миша постоянно на сборах. Он приезжает домой на неделю-две максимум. Я вообще считаю, что мужчина не должен убираться или готовить. Мужчина должен работать, обеспечивать. Если бы он не работал, я бы ни за что не вышла за него. (Оба смеются.)
М.А.: Главное, ни в коем случае не должно быть такого, что женщина работает, а мужчина бездельничает. Я уверен, что, бросив бокс, я в любой сфере смогу найти работу и не буду бедствовать. Но бокс сейчас — это часть моей жизни, так же как и семья.
Часто ли вы ругаетесь? Бьете ли посуду?
(Оба смеются.)
М.А.: Посуду не бьем.
Г.А.: Больше ругаемся на почве его отсутствия. Это все копится во мне, что его постоянно нет.
М.А.: Но это не ругань, я просто это выслушиваю и все.
Г.А.: Это больше мои капризы, если честно.
Вам, наверное, одиноко одной в доме оставаться постоянно?
М.А.: Она не одна, когда меня нет, конечно же. Она живет с моими родителями, когда я уезжаю на сборы. У нас не приветствуется, чтобы молодая девушка оставалась одна… Небезопасно это. Да и ей будет одной страшно.
Посуду вы не бьете, а бурные ссоры бывают?
М.А.: Учитывая мой характер — да. Но это обычная бытовуха. Например, если я опаздываю на какую-то важную встречу, могу покричать, почему у меня рубашка не готова, почему то, почему это. Но это мелочи. А глобальных ссор у нас нет.
А миритесь как?
М.А.: Да само собой как-то. Я через 5 минут уже забыл. Она — ну пообижается и все. Сходим в кино, и все проходит. (Смеются оба.)
Г.А.: Да это мелочи жизни на самом деле.
Когда планируете детей заводить?
М.А.: Думаю, что в самое ближайшее время. Я уже хочу много детей, пятерых нормально будет.
Г.А.: Да, конечно, я тоже считаю, что пора уже стать родителями.
Психологи говорят, что первый кризис семейной жизни наступает через три года — у вас как раз три. Замечаете его?
М.А.: Мы с тренером часто разговариваем на семейные темы, и я первый раз от него услышал, что бывают кризисы какие-то.
Г.А.: Я считаю, что когда приходит эта точка «все, нет сил» — это не повод, чтобы люди расставались. Нужно это переждать — и все само встанет на свои места. Когда люди женятся, живут друг с другом, уже через год человек становится таким родным, как твоя частичка, — ну как можно взять и бросить своего родного человека?
М.А.: Вы знаете, некоторые говорят: «Прошла любовь, мы не преодолели кризис, расстаемся». Любовь для наших семей строится на понимании и уважении. Когда я слышу «прошла любовь», я понимаю — значит, не было уважения. Домой мужчине всегда должно быть приятно возвращаться: жена заботится о том, чтобы у него было все готово. Это не просто для удобства мужчины — это забота со стороны супруги. И должна быть обратная забота со стороны мужа. Это и есть любовь.
Есть ли место романтике в ваших отношениях, часто ли удивляете друг друга сюрпризами?
М.А.: У нас вчера сюрприз какой-то сорвался. Она мне сюрприз приготовила, но было много гостей. Чаще она делает, скажу честно. Но часто тоже нельзя — будет неинтересно, да? (Смеется.) Я ей дарю цветы, но очень редко — чтобы ей было приятно.
Кто у вас отвечает за ведение семейного бюджета?
М.А.: Если это что-то глобальное типа ремонта, то вместе решаем. А если ей нужны деньги, то тратит сколько ей нужно, покупает что хочет. Я, конечно же, как мужчина-добытчик, шутя могу упрекать, а на самом деле проблем с этим нет.
Как вы относитесь к гражданским бракам?
М.А.: Я не понимаю важности: есть штамп, нет штампа. В езидских свадьбах часто бывает, что никакого штампа нет.
Г.А.: Потом уже, когда дети рождаются, они бегут бегом оформлять свой брак.
М.А.: На первом месте для езидской семьи стоит брак на небесах — одобрение родителей, благословение Божие.
Г.А.: Ну это у нас так, а у русских пар иначе: они ведь живут гражданским браком, чтобы понять, смогут ли они создать семью.
М.А.: Я думаю, многие не женятся, потому что боятся, что потом придется делить имущество. Многие говорят, что современные девушки ищут человека с деньгами — а что в этом плохого? Девушке нужна стабильность. И нужен мужчина, который обеспечит семью. Это нормально. Для меня ненормально то, что люди заранее продумывают, что им придется делить имущество. Это не брак и не любовь. В наших езидских традициях разводы в принципе не приняты и очень не приветствуются.
А если кто-то из супругов влюбился в другого? Никто ведь не застрахован, даже если изначально планировали честно быть вместе всю жизнь.
М.А.: Нельзя исключать, да. Но если при нашем народе такое скажешь — не поймут. У нас изначально девушка так воспитывается родителями, что у нее должен быть один мужчина в жизни.
А бывает, что вы можете приревновать друг друга?
М.А.: Ну я ее никогда не ревновал. Мне ревновать нет и повода. И даже постыдно будет, если я поревную.
Г.А.: Потому что в моем поведении нет ничего такого. Да и в его поведении тоже. Хотя он при мне прямо может флиртовать со своими поклонницами. Я понимаю, что у него в мыслях ничего такого нет. Это у него просто на автоматизме происходит, как былая жизнь.
М.А.: Былая жизнь? Я с поклонницами никогда не флиртовал!
Что, по вашему мнению, самое сложное в семейной жизни?
М.А.: Да ничего сложного!
Г.А.: Для тебя ничего, а я считаю, что семья — это когда мы вдвоем, а не я одна тебя жду постоянно. А так — больше никаких сложностей. И когда все более-менее наладится с твоим отсутствием, у нас вообще все будет на все 100.
Зинаида Кузнецова
Фото предоставлены Мишей Алояном (1, 2), Ольги Бурлаковой (3)