Зачем так тщательно скрывают измену? А потом в скандалах и слезах обсуждают факт ее обнаружения? На самом дне копилки оправданий лежит такая объяснительная записка: «Не бери в голову, измена ведь была только физической, а люблю я лишь тебя». Дескать, «физическая» — это как внезапно улыбнуться, даже знакомиться не надо. Другое дело — измена «духовная», с разговорами по душам и теплотой эмоций. Считать ли изменой постельные практики и чем опасны сексуальные связи на стороне, узнавала корреспондент SHE.
Раздвоение личности
Какие сигареты вредны — легкие или обычные? Ответ очевиден: и те, и другие содержат никотин, вызывающий зависимость. Примерно так же обстоят дела и с изменой. «Измена — это понятие не количественное, а качественное, — поясняет специалист в области этологии человека и визуальной психодиагностики Герман Тепляков. — Нельзя быть слегка беременной или немножко больным сифилисом. Измена — либо есть, либо ее нет. Оправдания типа «оральный секс изменой не считается» или «если с презервативом, то это не измена» настолько нелепы, что даже не подлежат обсуждению».
По мнению психолога Юлии Крохи, деление измены на духовную и физическую сформировано любовными романами и сериалами в качестве оправдания неверному и утешения обманутому. При этом спасительная теория деления на черное и серое держится в умах лишь до первой практики. «Стоит вдруг узнать, что вам изменили, — как тут же забывается вся эта благостная математика и начинаются муки ревности и обиды», — вспоминает психолог опыт своих клиентов.
Кому больнее
По заверениям экспертов, острее измену переживают мужчины. И именно они, как правило, отказываются ее прощать. «Муж воспринимает жену как свою собственность, — поясняет Юлия Кроха, — считает ее практически продолжением своего тела, даже если уже не любит ее как прежде».
«Разница между женским и мужским отношением к измене колоссальна, — рассуждает психотерапевт, сексолог клиники «Инсайт» Игорь Лях. — Несмотря на равноправие полов — физиологически мы разные: психика мужчины работает не так как у женщины.
И тому есть инстинктивная обусловленность: женская измена опасна для продолжения рода и может обернуться выкармливанием чужих детей».
По наблюдению Игоря Ляха, современные женщины вместе с правом на труд вырвали у мужчин и право на двойную мораль: «Связано это с желанием во всем сравняться с сильной половиной человечества — даже в беспорядочности половой жизни».
Самцовый переворот
Рассуждая об измене где-нибудь в Сети и в анонимном порядке, мужчины чуть ли не хором скандируют: «Мы самцы, нам природа завещала быть полигамными, измена — это абсолютно нормально!». Однако девушки часто задаются логичным вопросом: уж если кое-кто взялся считать себя самцом, то почему же ограничиваться одной сексуальной жизнью? Почему бы по достижению половой зрелости не залезать, скажем, в берлогу или не питаться подножным кормом и пить из копытца? К чему полумеры?
«Прежде чем давать себе право на измену, важно понимать, что после нее ничто уже не будет как прежде, — напоминает Юлия Кроха. — Придется либо преодолевать случившееся через прощение и заглаживание вины, либо расходиться. Любая измена — это кризис. А кризис или добьет, или укрепит».
«Причина измены в том, что мужчине не удается наладить отношения внутри своей собственной семьи, — уточняет Игорь Лях. —
Сегодня сложился целый социальный слой граждан, живущих с уверенностью, что побочные сексуальные связи необходимы и что они вовсе не мешают течению семейной жизни».
Одним из тяжелейших последствий такого потребительского отношения, по мнению психотерапевта, является формирование бинуклеарной семьи. «Изменяющие родители не могут объединиться в воспитании ребенка. Папа и мама осуществляют отдельный набор действий по отношению к нему, редко взаимодействуя совместно. В результате, несмотря на полную семью, ребенок не получает представления о взаимном проявлении нежности и заботы и испытывает сложности с социализацией», — предостерегает Игорь Лях. Статистика показывает: дети из семей, в которых процветала измена, часто не имеют цели в жизни и нередко склоняются к уходу в различные зависимости или неформальные группы.
«Большинство мужчин не хотят углублять отношения со своими женами, — заметила и Юлия Кроха. — После 20 лет брака, когда жена изучена вдоль и поперек, да еще на фоне ссор и обид, уже нужно прилагать усилия, чтобы почувствовать былое волнение и восхищение. Гораздо проще изменить, чем работать над тем, что есть».
Легкая версия
На вопрос утешительного деления измены на физическую и духовную составляющую, специалисты смотрят скептически, отчасти и потому, что на свете существует немало людей, которые не могут быть честными даже с самими с собой. «У меня только секс, ничего личного», — внушают себе и другим некоторые продвинутые «математики». Хотя при этом демонстрируют все признаки влюбленности: скучают по объекту своего «просто физического» влечения и даже его ревнуют.
«Деление измены на духовную и телесную присуще незрелым парам, которые не стали единым целым, — утверждает Герман Тепляков. — В этих парах в силу вступают законы этологии человека, через призму которых взгляды мужчин и женщин на измену действительно разные. Мужчина считает для себя приемлемым разбрасывать свой генетический материал где только возможно: хоть с королевой, хоть с прачкой. Женщины же, в подавляющем большинстве, способны изменить только с самцом выше рангом, чем ее постоянный партнер, которого она сбрасывает посредством измены с «пьедестала» — в первую очередь для самой себя».
По мнению этолога, измена, как любой наркотик, дает стандартную цепь переживаний. «У мужчин наблюдается сначала подъем от новых ощущений и чувство собственной крутизны, а затем душевное и духовное опустошение. У женщин — сначала возникает ложное чувство нужности и востребованности, а потом появляется нарастающее снижение самооценки и депрессия. И, независимо от пола, измена — это надежный путь к ослаблению собственной личности, вплоть до ее потери», — резюмирует Герман Тепляков.
Галина Ахметова
Фото thinkstockphotos.com