«После рождения второго ребенка у меня стало постепенно сходить на нет желание секса. Сначала мне просто не хотелось, теперь мне это противно. Я люблю, когда мне муж делает массаж, просто обнимает, нравится проводить с ним время, но секса не хочется…» — пишет читательница SHE. Сексолог клиники «Инсайт» Игорь Лях дал пояснения.
То, что описано в письме — это процесс выделения сексуального чувства из чувства любви и последующее отрицание этого сексуального чувства. Женщина способна любить мужа как объект детско-родительских отношений, но как сексуального партнера она его любить не может.
Женщина относится к мужу как к родному и любимому человеку, сохраняет теплые отношения, но секс с близкими родственниками у нас находится под инцестуозным запретом — поэтому возникает разлад. Отношения эти любовные, но они, скорее, похожи на отношения с братом или отцом, но не с партнером-мужчиной.
Срабатывает психологическая защита, и женщина начинает отрицать качества и ценность мужа в одном — сексуальном — аспекте. Это можно исправить, но обычно требуется длительная работа с психотерапевтом, так как подобного рода защита просто так не включается. Защита появляется, когда половой акт получает какие-то дополнительные смыслы, становится чем-то более сложным, чем просто секс.
Первичный смысл сексуальных отношений — продолжение рода, это не обязательно зачатие, это некая деятельность, направленная на сплочение семьи, ее единство и партнерство. Два человека получают вместе удовольствие, им приятно, они испытывают чувство благодарности друг к другу.
Если в отношениях доставляет удовольствие всё что угодно, кроме секса, очевидный вывод — проблема в восприятии этих сексуальных отношений. Такое случается, когда секс воспринимается как нечто унизительное, постыдное, как нарушение свободы или как опасность (например, когда есть страх, что предполагаемый ребенок может разрушить отношения).
Только поняв, какие дополнительные значения появились, можно решить проблему отсутствия желания.
Фото thinkstockphotos.com