Мастер тату Юрий Повольнов, более известный как Сайгон, считается одним из самых старейших и признанных мастеров не только Новосибирска, но и далеко за его пределами. Начинавший в свое время простым зубным техником, Юрий со временем стал культовой фигурой как среди неформальных кругов — байкеров, различных музыкантов и художников, — так и среди остальных, кто не считает зазорным иметь на своем теле «картинки на всю жизнь». Корреспонденту he Юрий рассказал о своих взглядах на место женщины в доме, о том, где лучше всего поправлять мозги, и влияют ли татуировки на жизнь человека.
Справка: Юрий «Сайгон» Повольнов — известный тату-мастер Новосибирска. Родился 26 июня 1969 года. Имеет среднеспециальное образование — зубной техник. Женат, две дочери — 12 и 6 лет. Занялся татуировкой в армии, когда служил на флоте во Вьетнаме. Профессионально — с 1995 года. Обладатель главных премий различных международных тату-конвенций, проходивших в Киеве и Москве. Владелец собственной студии Saigon.
Карьера и деньги
Ты же не с детства мечтал заниматься такой работой? Была, как у всех советских детей, мечта стать космонавтом или летчиком?
Конечно, не думал. Вот оглядываюсь сейчас назад и понимаю, что все, что в жизни у меня было связано с работой, получалось из-за того, что я умел рисовать. И на службе, так как умел рисовать, начал делать татуировки. Но я не собирался посвящать этому всю жизнь. Так получилось…
Когда работал зубным техником, чтобы нормально зарабатывать, мне надо было делать коронки буквально ведрами. И как-то я психанул и решил уволиться. Стал заниматься тату индивидуально на дому. Рисовать я умел — в детстве ходил в изостудию. Правда, желания стать художником не было. А так, помимо этого, я и на борьбу ходил, на футбол, хоккей и даже на балет.
Карьера в твоей работе возможна? В чем она заключается?
Для кого-то работа — бизнес, возможность зарабатывать. А для другого работа — не возможность заработать много денег, а быть лучшим. У многих творческих людей большие амбиции. Правда, зарабатывать они могут намного меньше, чем те, кто поставил себе целью только деньги. Но от этого творческие люди не менее счастливы, возможно — наоборот. Такие люди счастливы от того, что они на своем месте.
Я считаю, у нас в стране огромное количество людей не на своем месте. Если бы каждый был бы на своем — полицейский на своем месте, строитель на своем месте, врач на своем, и делали бы они свое дело не из-за денег, но получали бы достойно, может, мы и жили бы лучше.
Хоть ты и на своем месте, но денег, как я понимаю, не хватает?
Конечно, живешь от числа до числа — аренды, ипотеки и т.д. Но смысл жизни — в самой жизни, а не в том, сколько ты зарабатываешь.
Когда так живешь, и не важно, чем занимаешься, все получается легко и непринужденно.
На что тебе денег не хватает?
О, я сейчас назову тебе очень многое… (Улыбается.) Хочется поездить по миру. И самому, и семье показать. А сейчас разъезжать все сложнее и сложнее, много забот — особенно после сорока. Если бы я еще в своей работе принимал опосредованное участие — дал задание и уехал… Но я должен на работе постоянно находиться, невозможно даже какие-то две недели нормально выкроить.
Сколько тебе надо в месяц для счастья или, скажем так, для полного комфорта?
Сложно сказать. Я даже точно не могу сказать, сколько у меня в месяц зарабатывать получается — всегда по-разному. Бывают трудности, тогда непредвиденные расходы приходится делать в ущерб чему-то. Вот хочется в Сингапур поехать на международную тату-конвенцию.
Женщины и семья
Тебе больше нравятся женщин с тату или без?
Когда качественная татуировка, гармоничная, когда это — для души, а не для тела, то такая женщина не может не нравиться. Бывают татуировки, которые нужно прятать и не показывать, а есть — которые хочется показывать. Когда-то я услышал в индийском древнем учении, что человек без тату не виден богу. Отчасти это правда.
Я замечаю, как с помощью татуировки меняются люди, меняют образ жизни, становятся более свободными. Правда, тут непонятно, что первее — либо они сначала внутренне освободились и решились сделать тату, либо сделали тату, а потом внутренне освободились.
Но я вижу, как люди меняют после этого семейное положение, место жительства, профессию…
Но есть те, кто рассуждает так: даже красивое тату на женщине — ужасно, к старости кожа обвиснет и из рисунка получится черт знает что. Что скажешь?
Можно подумать, старушка без татуировки выглядит привлекательнее, чем с татуировкой. Наоборот. С тату выглядит намного привлекательнее. Да и это же не на всю жизнь, а только — на оставшуюся…
Красивая фраза… Женщина должна знать свое место?
Хорошо, когда она на своем месте. Ведь ей предназначено быть матерью, хранительницей очага. С другой стороны, если же женщина хочет какую-то карьеру, как-то себя проявить, если она счастлива при этом — тоже почему бы нет?
А у тебя с супругой как? Можешь, придя домой, стукнуть кулаком по столу — мол, женщина, знай свое место?
Поначалу такое случалось, когда она привыкала к моей работе. Любой же хочется, чтобы супруг постоянно был рядом, да еще и денег зарабатывал. Но так не бывает. В итоге она смирилась с моим образом жизни, стала более свободно относиться к моим отсутствиям. Где-то могу прийти за полночь, где-то меня неделю может не быть дома. Но сейчас она на своем месте — педагог в детском саду, я вижу, как ей это нравится. Может, по дому она где-то что-то и не успевает, но я — не привереда: не успела сегодня, успеет завтра.
В браке для любого человека большое дело, когда вторая половина его понимает и поддерживает. А разводятся потому что, наверное, не смогли смириться с образом жизни партнера. Мы уже официально 13 лет вместе. Главное в браке — взаимопонимание, доверие, спокойствие. Где-то приревновал и — можно дров наломать…
Давал повод?
Да, конечно. Супруга, наверное, в меньшей степени… Она — совершенно не творческий человек, но не пытается как-то влиять на мою работу. Повлиять она может на домашние дела, покупки.
То есть дома она — главная?
Конечно, она — хозяин. Я редко бываю дома. И когда прихожу, отдыхаю там полностью.
Родина
Родина для тебя — это…
Новосибирск. Здесь я родился. И никогда не было желания уезжать отсюда.
Почему? Как же новые горизонты — Москва, Питер?
Кому надо — те уже уехали. Или уедут. А мне не надо, пусть они ко мне приезжают, почему я-то к ним должен? Я не люблю Москву, приезжаю туда на неделю-две на фестиваль, пообщаться с друзьями. Но жить там не стал бы. Почему я должен уезжать, если я люблю свой город и мне здесь нравится? Я считаю, что и в своем родном городе можно жить благополучно и не тесно. Мне вот — не тесно, потому что здесь постоянно «свежая кровь»: сюда все едут, пусть как и в перевалочное, как говорят, место.
Мужская дружба
Настоящих друзей много?
Наверное, да… Мне бы хотелось, чтобы это было так. Есть друзья и с давних лет — видимся периодически. Но, наверное, самые главные друзья — не из детства, а приобретенные за последние 15 лет.
Что может разрушить мужскую дружбу?
Женская, наверное. (Смеется.) Много что — предательство, думаю. Слава богу, у меня не было такого. Даже если и расходились с друзьями, то как-то по-доброму — разъехались, исчезли поводы для встреч и т.д. За последнее время приобрел огромное количество интересных приятелей, которые становятся друзьями, как казалось бы, случайно. Вот в Москве познакомился с Андреем Маркиным, была такая группа «Автограф», и мы два дня с ним общались так, будто я его сто лет знал.
Путешествия, отдых
Приходится просто путешествовать?
Пытаюсь совмещать отдых с работой — какими-нибудь фестивалями. Но последние лет 10 стараюсь ездить каждый год на Алтай. Это, я считаю, такая Мекка для творческих людей. Там отдыхаешь от мирского, там все — настоящее. Не надо думать о квартирах, машинах, деньгах… Там просто хорошо.
На Алтае мозг поправляется. Там только через неделю начинаешь задумываться, а для чего ты вообще живешь.
А как ты там отдыхаешь?
Активный отдых — сплавы, лазанье по горам, я не люблю. Просто — любование природой. Я езжу на Телецкое озеро, землю там приобрел…
То есть ты — маленький землевладелец?
Думаю о пенсии. (Смеется.) Мечтаю, что когда-нибудь придет время, когда я смогу оставить студию без своего постоянного внимания, и тогда я буду принимать людей на Телецком. Пока там у меня ничего нет (дома. — И.К.), но когда-нибудь будет. У меня какая-то потребность даже ощущается — больше людей туда затянуть, показать Алтай.
Почему?
Так гордиться же можно тем, что мы живем рядом. Не зря же Рерих описал эти места — когда на планете погибнет все, они останутся.
Вспомни свое самое яркое путешествие.
Необычной у меня была поездка в Таиланд, лет семь назад. Посмотрел, как там люди живут. Позитивом запомнилась. Там все люди улыбаются.
Илья Калинин
Фото Сергея Ляшко