Жилищное законодательство лихорадит: то новый закон о капремонте многоэтажек принимают, то общедомовые поборы пересматривают, то товарищества собственников жилья в саморегулируемые организации пытаются загнать. Что будет дальше с этими инициативами? Об этом – наше эксклюзивное интервью с председателем комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галиной Хованской.
– Галина Петровна, произошло много изменений в жилищном законодательстве. Но у всех на устах новый закон о капитальном ремонте многоэтажек. Расскажите, как он создавался.
– В конце прошлого года был принят закон, который мы условно называем законом о капитальном ремонте, а реально появился целый раздел в жилищном кодексе о создании системы финансирования капитального ремонта многоэтажек. Этот закон важен для 99 процентов граждан, за исключением тех, кто живет в частных домах. К великому сожалению 60 процентов жилфонда в этом ремонте нуждается. Денег, которые выделялись из Фонда содействия реформированию ЖКХ, явно недостаточно.
Была очень серьезная борьба за то, каким будет этот закон. Первоначально предусматривалась единственная схема «общего котла». То есть вы как собственники отдаете свои деньги в этот общий котел и спите спокойно. Схема «котла» такова: региональный оператор соберет средства и распределит на весь субъект. В больших и многочисленных регионах будет несколько таких операторов.
Хотя многие годы говорилось о том, что мы должны воспитать ответственного собственника. Люди действительно стали более ответственно относиться к своему жилью. Должна быть равноправная схема софинасирования – «Я ремонтирую свой дом». Но не дом соседа или дом жителя в другом городе.
– И сколько же будет платить за капремонт собственник, а каково будет софинансирование?
– Основная нагрузка по капитальному ремонту перекладывается на регионы. Региональное собрание депутатов сейчас играет ключевую роль в том, каким будет законченный закон о капитальном ремонте. Взнос будет рассчитываться с учетом квадратных метров занимаемой площади собственником. Вопрос же софинансирования очень хитро сформулирован в законе: «может оказываться помощь, если эти средства предусмотрены в региональном бюджете». Формулировка «может» подразумевает и «не может», если не будет денег в региональном бюджете. Региональная власть определит размер обязательного взноса, его пределы. Конкретную цифру в обозначенных пределах будет устанавливать муниципалитет. При расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг для малоимущих семей сделают скидку и на оплату обязательного взноса на капитальный ремонт. Малоимущие слои населения не должны пострадать.
– Что будет с Фондом реформирования ЖКХ? Ведь именно он выделял средства для капитального ремонта наших домов.
– Жизнь фонда будет продлена до 2017 года. Это единственный способ для дотационных регионов переселять людей из ветхого и аварийного жилья. Но акценты ставятся другие. Средства госкорпорации пойдут теперь на снос аварийного жилья. Дума обратилась к правительству страны с просьбой все-таки не прекращать финансирование капитального ремонта. Пока на это обращение мы ответа не имеем.
Есть регионы, в которых катастрофическое состояние жилищного фонда. Например, некоторые пятиэтажки можно еще сегодня реконструировать. Если эти дома мы сейчас не ремонтируем, их завтра нужно будет сносить. А цена вопроса по сносу гораздо выше. Переселять граждан – более дорогостоящая операция. И те дома, которые решились местные власти признать аварийными до 1 января 2012 года, до 2017 года снесут, граждане будут переселены.
К сожалению, чтоб получить деньги фонда на переселение граждан, надо будет выполнять определенные условия. Эти пункты поменялись. Далеко не все регионы смогут справиться с задачей в полной мере. И поэтому мы сейчас ставим вопрос, чтоб софинансирование было в разумных пределах, в зависимости от экономических возможностей конкретного региона. Потому что 70-80 процентов региону потянуть нереально. От 30 до 50 процентов – вот подъемные цифры для софинансирования со стороны субъекта.
– Взнос за капитальный ремонт – это вопрос следующего года. Теперь же население взбудоражено общедомовыми поборами. Что предпринято в этом вопросе?
– Это компетенция не Госдумы, это постановление правительства Российской Федерации. Тем не менее, Госдума обратилась к правительству страны с просьбой внести изменения. С 1 июня действуют поправки. Теперь не будет в платежке общедомовых нужд на отопление, на водоотведение. И максимальный норматив потребления по воде на общедомовые нужды – 9 литров на человека. Это основное. Также прописано, что могут к вам прийти и проверить, сколько человек проживает в квартире. Но эта норма, с моей точки зрения, не реальная. Это нарушает Конституцию страны. Очень люблю Конституцию, читайте ее иногда, не обязательно на ночь, можно и днем. Собственник может просто не открыть дверь. К великому сожалению, в этом же документе с 2015 года к вашему нормативу, если вы не установили счетчик, будут приниматься повышающие коэффициенты. То есть в таком случае будете платить все больше и больше. Я считаю, в регионах, где нормативы и так завышены, это возможность необоснованного обогащения ресурсоснабжающих организаций. Но, люди, будьте бдительны. Документ еще далек от совершенства. Мы еще будем вносить в него правки.
– А что за странные разговоры о том, что ТСЖ хотят загнать в саморегулируемые организации?
– Хотели загнать все товарищества собственников жилья в саморегулируемые организации. СРО – это объединение предпринимателей, которые занимаются бизнесом. Но включить туда товарищества собственников жилья и ЖСК – ведь это ж кому-то пришло в голову! Это, видимо, для массовости. В связи с тем, что стало много ТСЖ. Но это же не коммерческие организации, у которых никаких денег, кроме наших с вами, нет. Почему тогда мы должны еще кормить СРО? Это ведь и вступительный взнос, и регулярные членские взносы, и взнос в компенсационный фонд. А дальше следующая кормушка высокого уровня – национальная объединение, которое объединяет уже эти СРО. Но уже отошли от этой затеи, удалось отстоять независимость ТСЖ.
– Многоэтажки ремонтировать будут по-новому. Переселение из ветхих домов худо-бедно, но идет. А доступного жилья все равно не хватает. Что делать?
– Выход – введение некоммерческого института жилья. Добивалась этого семь лет. Маневренного фонда нет в большинстве регионов. Ведь его надо еще и содержать. Я говорю о некоммерческом жилье, которое неправильно иногда называют арендным. Проблема с ним возникла после принятия жилищного кодекса. С 1 марта 2005 года на социальное жилье у нас претендуют только малоимущие. Раньше такого не было, смотрели на жилищную обеспеченность. Между двух огней оказались, где справа – рынок, слева – социальное жилье, средний класс в российском варианте. То есть бюджетная сфера, молодые семьи. На рынок идти не могут – нет денег даже снять жилье, не то что купить. Именно на эту категорию и направлено строительство некоммерческого жилья. Документ прошел первое чтение.
Мы слишком увлеклись приватизацией, мы даже Америку обогнали по процентам приватизированного жилья. 82 процента жилищного фонда России в частной собственности. Только поправками в жилищный кодекс не обойтись. Надо ведь застройщика заинтересовать. Поэтому нужны изменения в налоговый кодекс – льготы продумать. В земельный кодекс, в градостроительный – землю необходимо предоставить бесплатно. Иначе никто не пойдет, интереса не будет. Стоит предусмотреть прямое субсидирование. Плата за наем в той же Москве будет в три раза меньше рыночной. Но в Ивановской области на 20-30 процентов будет дешевле. В каждом регионе будет свое соотношение. Но все равно это будет дешевле, чем на рынке. Семь лет молчали, а теперь толкают в спину – скорее, скорее. Но быстро законодательство не работает. У меня всегда вместо депутатского значка на пиджаке черепашка. Думать надо, просчитывать каждый шаг, последствия принимаемых решений. А то потом будет вся Россия на ушах стоять.