Многие знают, что у агентств недвижимости, входящих в Новосибирскую ассоциацию риэлторов, существует общая база данных по объектам недвижимости. В профессиональной среде ее называют мультилистинговой системой или МЛС. Что это за база? И почему, выставляя квартиру на продажу, клиенту стоит в первую очередь интересоваться тем, попадет ли его квартира в базу МЛС?
Что такое мультилистинговая система? Это организованный сбор информации о выставленных на продажу объектах недвижимости, который осуществляется сразу многими компаниями на общей «рабочей площадке», в качестве которой выступает сайт Новосибирской ассоциации риэлторов.
МЛС — это удобное и оперативное средство обмена информацией между компаниями. Доступ к такой базе данных — одно из серьезных преимуществ, которое имеют агентства — члены НАР перед остальными риэлторскими компаниями. Все варианты, представленные в МЛС, являются эксклюзивными, а это значит, что риэлтор детально знаком с ситуацией продавца, документы на квартиру прошли первоначальную экспертизу и так далее — доверие к такой информации на порядок больше.
Мультилистинг — изобретение американцев
Мультилистинговая система не является российским изобретением. Наиболее развернуто МЛС реализована в США. Там объект недвижимости может быть выставлен на продажу только в том случае, если риэлтор представляет его эксклюзивно, заключив предварительно договор с собственником. Примерно на тех же условиях мультилистинговая система успешно действует в Нидерландах и Канаде.
Новосибирские риэлторы пошли по пути общемировой практики организации сделок с недвижимостью, взяв лучшее, что может предложить зарубежный опыт.
Мультилистинговая система в Новосибирске была создана по инициативе НАР еще в 2002 году. Уже в первые месяцы ее существования в нее вошло больше трети агентств недвижимости — членов ассоциации. И в прессе, и среди самих риэлторов в то время звучали скептические реплики, однако время все расставило на свои места. За эти годы стало понятным, что в Новосибирске создана одна из лучших мультилистинговых систем в стране — по четкости правил, охвату рынка и чистоте базы.
Почему именно «эксклюзив»?
Сегодня на рынке очень много информации по объектам недвижимости, но не вся она заслуживает доверия. Если продавец обращается сразу в несколько риэлторских компаний и не связывает себя договорными отношениями ни с одной из них, значит, никто из риэлторов не несет персональной ответственности за работу с его объектом недвижимости. Значит, не приходится говорить о достоверности информации по этой квартире. Даже если агентства выставят объект в рекламу — это будут дубли, зачастую — с разной ценой. Такое предложение проигрывает в сравнении с эксклюзивом, вызывает меньше интереса у риэлторов.
Эксклюзивный договор предполагает, что клиент предоставил компании исключительные права по работе с объектом недвижимости и получил обслуживание на особых, эксклюзивных условиях. Это гарантирует клиенту защиту от криминала и непрофессионализма, защиту экономических и правовых интересов, реальную оценку объекта недвижимости, экономию времени и уменьшение ненужных контактов.
В свою очередь, заключение эксклюзивных договоров выгодно и агентству недвижимости. Снижается стоимость размещения объединенной рекламы, исключается дублирование объектов недвижимости, сокращается время поиска достоверной информации.
Как работает МЛС у нас?
Когда владелец недвижимости заключает эксклюзивный договор с агентством недвижимости — членом МЛС, и риэлтор вносит данные об объекте в базу данных своей компании, они также попадают в общий реестр МЛС. Все риэлторы — участники МЛС имеют доступ к этим сведениям, в том числе и к информации о «проблемных» объектах. В любой момент, осуществляя поиск по запросу покупателя, риэлтор обращается к базе данных МЛС и видит все имеющиеся на данный момент предложения. Риэлтор покупателя связывается с риэлтором продавца, обговаривают условия сделки.
В соответствии с условиями МЛС, любой участник соглашения имеет право найти покупателя и продать объект. Для клиента это не влечет дополнительных затрат. Именно так работает цивилизованный рынок недвижимости — оперируя открытой достоверной информацией.
Кстати, каждый клиент может самостоятельно узнать, какие агентства включены в этот список, обратившись к разделу «База квартир» сайта Новосибирской ассоциации риэлтеров: www.nar.ru.