
Достаточно широкий проход между двумя зданиями от улицы Депутатской до Щетинкина частично перекрыт: здесь соседствуют общественная и частная территории
Новосибирская архитектурная мастерская «Адаптик-А» разработала концепцию благоустройства общественного квартала рядом с оперным театром — вечером 17 июня её обсудили на комиссии Общественного экспертного совета по вопросам градостроительства при мэрии Новосибирска.
Концепция затрагивает пешеходные маршруты по периметру и внутри квартала, ограниченного улицами Сереберенниковской, Депутатской, Каменской и Щетинкина, и предполагает их связь с территорией сквера «Тринадцатый трамвай». Инициатором благоустройства выступила компания «Септима» — как объяснила её представитель Ольга Быкова, собственники компании живут на указанных улицах и владеют офисами в БЦ «СитиЦентр». В благоустройстве, по её словам, заинтересована и управляющая компания бизнес-центра.
Главный архитектор «Адаптик-А» Павел Носарев, представивший концепцию на комиссии, отметил высокий транзитный трафик пешеходов в этой части центра Новосибирска, особенно вдоль улицы Депутатской. При этом комфортных условий для них в квартале нет: он перегружен автомобилями, заборами и рекламными конструкциями.
В основу концепции легла идея создания «Театрального бульвара» по зелёным зонам от Театра музкомедии в Центральном парке до театра «Глобус» и Октябрьской магистрали, к которой архитекторы периодически возвращаются.
«Мы в своей концепции продолжаем эту идею и предлагаем насытить, наполнить её, чтобы она могла стать альтернативным Красному проспекту маршрутом от Центрального парка между театрами до Октябрьской магистрали, — пояснил Павел Носарев. — Мы посмотрели, что у нас есть оперный театр, Дом актёра, а с этой стороны может быть как будто закулисье, авансцена. Здесь можно показывать что-то менее академическое, более современное».
В «Адаптик-А» предложили сократить проезжую часть по улице Депутатской на одну полосу, сдвинув её к трамвайным путям: сегодня эту полосу занимают преимущественно припаркованные автомобили. Трамвайную остановку можно продолжить ещё одной платформой, сформировав также приподнятый пешеходный переход через улицу от прохода между зданиями на Депутатской, 46 и 48 к скверу «Тринадцатый трамвай».

В этой части квартала много пешеходов: и тех, кто работает в соседних бизнес-центрах, и транзитных
Проход, в свою очередь, предложили открыть до улицы Щетинкина: он существует и сегодня, но значительная его часть отсечена забором территории жилого дома и его детской площадкой. Он может стать пешеходной зоной с арт-объектами и событийной площадкой на выходных.
«Внутри убрать забор, сделать пространство для спокойного времяпровождения: там есть кофемолка, было общественное пространство „Простор“, которое можно вернуть», — предложил Павел Носарев.
Формально число парковок фактически остаётся неизменным: значительная часть автомобилей в квартале припаркованы вторым рядом, тогда как подземная платная парковка, как отметили участники обсуждения, пустует. В выходные же парковочные места могут быть задействованы в пешеходном движении.
В числе предложений концепции также создание выставочного пространства на фасаде гаража на Щетинкина, 64, диагональный пешеходный переход от оперного театра к поликлинике № 1 и одностороннее движение по улице Щетинкина — его направление ещё будут обсуждать.
Проблемы могут вызвать согласования отдельных вопросов: по организации одностороннего движения и пешеходных переходов — с мэрией Новосибирска, по открытию прохода по частной территории жилых домов — с собственниками жилья. Тем не менее профильная комиссия Общественного экспертного совета по вопросам градостроительства приняла концепцию за основу единогласно, чтобы авторы смогли продолжить работу над инициативой.
Другим дискуссионным вопросом стал сквозной проезд по улице Щетинкина до Красного проспекта — это предложение вынес архитектор Валерий Филиппов. Его комиссия тоже приняла единогласно.