Ваша компания недавно организовала IPO — размещение на бирже акций одного из крупнейших российских производителей картонной упаковки для молока и молочных продуктов «Ламбумиз». Давайте разбираться, почему это стало такой важной вехой для вас, для предприятия и для людей, готовых инвестировать в российские компании. Начнем с самого начала: что такое IPO и для чего это нужно бизнесу?
— IPO — термин, который на слуху не только у финансистов, но и у более широкой публики. Это выход на биржу, первичный листинг акций какой-либо компании. С точки зрения инвестора, это возможность участия в будущем росте компании, вследствие которого вырастет стоимость акций, а также получать часть прибыли этой компании в виде дивидендов.
Для компании, акции которой начинают торговаться на бирже, это принципиально новый этап развития, к которому собственники бизнеса и топ-менеджмент готовятся от года до нескольких лет. Для этого привлекают консультантов, организатора, брокера. Вот как раз в роли такого организатора в случае с IPO «Ламбумиз» мы и выступили.
Что в итоге получает бизнес? В зависимости от типа размещения получить средства от продажи акций может или сама компания, или один из ее акционеров. В кейсе с «Ламбумизом» средства привлекались в капитал компании.
В итоге она получила:
собственно средства — 800 млн рублей для финансирования инвестиционного проекта по строительству нового производственного корпуса;
порядка 500 новых акционеров. Это было на момент сбора заявок, но с каждым днем торгов их число увеличивается;
официальную и общепризнанную оценку бизнеса. Исходя из стоимости одной акции можно посчитать, во сколько рынок оценивает всю компанию;
компания стала публичной, получила внимание со стороны широкого круга делового сообщества.
В общем, новая веха для ПАО «Ламбумиз» только начинается. Да и для нас тоже подготовленный и реализованный нашей командой проект — первый, но точно не последний. Мы уже работаем над несколькими новыми проектами.
Десять лет назад об IPO в основном говорили редкие и очень крупные компании. И вот в 2023–2024 годах, судя по заголовкам в деловой прессе, вдруг случился бум IPO в России. В прошлом году публичными стали восемь компаний. Текущий еще не закончился, а в списке новых игроков уже 14 имен. Что случилось?
Предпосылки к этому формировались годами. Во-первых, очень сильно по количеству новых имен последние шесть лет рос облигационный рынок. Многие компании, которые размещали облигации, подросли, получили первый опыт на бирже и стали готовы к выходу уже с акциями. Во-вторых, еще активнее росла база инвесторов — физических лиц. То есть обычных людей, которые рассматривают фондовый рынок как возможность приумножить свой капитал.
Ситуация сейчас не самая простая: ввиду высокой ключевой ставки, санкций и многих других причин мы находимся в зоне турбулентности. Но я уверен, что тренд на появление новых имен на бирже продолжится. Может, после небольшой паузы, но эту песню уже «не задушишь, не убьешь».
А насколько проще стало выйти на биржу? Всем ли компаниям это по плечу? Например, сибирские потянут?
Выход на биржу не стал проще, скорее, наоборот: растут и формальные требования к эмитентам, и затраты на подготовку и привлечение инвесторов.
Что касается наших земляков, среди сибирских компаний, по нашим оценкам, очень много потенциальных претендентов на выход на IPO. Просто нужно с этими компаниями общаться, рассказывать о возможностях, говорить о трудностях и в конечном счете помогать им прокладывать свой путь к публичному размещению акций. Этим мы и занимаемся, в том числе уже сейчас есть клиенты из Сибири. Но пока там подготовка только начинается, говорить заранее не буду.
Роль вашей компании в IPO — организатор. Каково место организатора во всём этом процессе? И пришлось ли меняться вам, чтобы выполнить задачу?
Организатор применительно к нашей компании — это координатор, агент, андеррайтер, брокер и консультант — все в одном лице. Объясню чуть подробнее: в подготовке компании к акционированию, как правило, принимает участие ряд контрагентов: это и юридическая фирма, которая пишет проспект акций, и аудиторы, и ряд СМИ. Организатор координирует работу всех служб, формирует план действий и следит за исполнением.
В нашем случае мы выступали также и ключевым консультантом, то есть оказывали еще и ряд услуг — юридических, информационных. Важной является и работа с инвесторами — мы заранее формировали спрос на акции компании, взаимодействуя с крупными инвесторами, то есть выступали агентом по привлечению средств. Ну и технический аспект — исполнение собранных заявок, тут уже корректней говорить о функциях андеррайтера/брокера.
Итак, первый успешный опыт организации IPO вы себе в актив записали. Когда ожидать второй, третий кейсы? Есть ли уже запросы от заинтересовавшихся компаний?
Есть и запросы, и проекты, которые уже в работе, как я и говорил ранее, на нулевом этапе, то есть на стадии подготовки плана, определения структуры и периметра сделки.
Инвестиционная компания «Юнисервис Капитал»:
тел.: +7 (383) 349-57-76 доб. (209);
as@uscapital.ru;
Uscapital.ru;
t.me/uniservicecapital.