NGS
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+13°

облачно, без осадков

ощущается как +11

2 м/c,

ю-з.

750мм 50%
Подробнее
3 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Город Что значит стела на площади Трубникова и как создали детскую железную дорогу — тайные факты о городе

Что значит стела на площади Трубникова и как создали детскую железную дорогу — тайные факты о городе

Все это создал небезразличный человек: история сибирского инженера, который всю жизнь проработал на Транссибе

Имя Аркадия Андреева вписано в историю Новосибирска десятками достойных дел (он — второй справа, стоит лицом)

Хорошо ли вы знаете родной город? Ему не так много лет, поэтому еще можно найти и вспомнить создателей всего того, что здесь придумали и построили. Ведь чаще всего за идеей стоит конкретный человек, которому однажды она пришла в голову. И каждый проект тоже кто-то курировал, иначе он затерялся бы в бюрократической паутине или загнулся из-за недостатка финансирования. Одним из ярких создателей Новосибирска можно по праву считать Аркадия Андреева — за свою долгую жизнь железнодорожник сделал для города очень многое. Читайте, какие памятные места появились благодаря главному инженеру Западно-Сибирской железной дороги.

При чём тут магистраль


Новосибирск рождался как небольшой поселок мостостроителей. Люди приехали в холодную Сибирь, чтобы возводить железнодорожный мост через Обь. С тех пор прошло больше сотни лет. Климат стал мягче, а город, сначала получивший прозвище «сибирский Чикаго», затем звание столицы Сибири, до сих пор является одним из ключевых в российской экономике вообще и в транспортной системе в частности. А железнодорожники по-прежнему делают многое для его развития, но мало это афишируют.

Ключевые объекты региона сначала были вот такими макетами, за которые боролись, чтобы они появились на самом деле (Андреев — первый справа)

Аркадий Андреев родился в псковской глуши. Грамоте старательный паренек учился в трех километрах от дома, а в старшую школу приходилось ходить по семь километров в одну сторону. Потом выбрал новую для тех времен профессию машиниста тепловоза. Брался за любую работу в депо и использовал смекалку, искал новые возможности и подходы в работе.

Старший мастер, заместитель начальника, начальник депо Карасук, главный инженер Карасукского отделения дороги. А потом, с 1990 по 2007 годы, стал главным инженером всей Западно-Сибирской магистрали. Очень непростые, кризисные времена для отрасли и всей страны. Но Аркадий Андреев, казалось, ничего не боялся — его вспоминают как новатора, реформатора и романтика, который словно не замечал преград и мог пробить любую стену искренностью и неравнодушием.

Аркадий Андреев в 1982 году

28 декабря 2021 года ему должны были вручить удостоверение о включении в «Золотую книгу дороги», куда ежегодно вносят фамилии не более пяти сотрудников и ветеранов, чей труд принес великую пользу магистрали и людям. Вручение откладывали из-за пандемии и, к сожалению, Аркадий Андреев не смог присутствовать на церемонии, а спустя несколько дней скончался на 78-м году жизни.

Расскажем о самых значимых в его судьбе и в судьбе города проектах.

Андреев сам ездил по всей Сибири, чтобы изучать нюансы местности

Площадь Трубникова


Мало кто знает, что одна из центральных городских площадей — Трубникова — не появилась бы на карте Новосибирска, если бы не Аркадий Андреев.

— За это кольцо никто не брался. Сложно было выравнивать грунт и было много других нюансов, — вспоминают его коллеги.

Было это не так давно, в 2002 году, хотя сейчас кажется, что кольцо было всегда. Площадь находится на пересечении двух улиц, одна из которых называется Железнодорожной. А параллельно ей идут пути: с одной стороны станция «Гагаринская», с другой — Новосибирск-Главный. Да и сама площадь носит имя Ивана Трубникова, одного из важнейших персонажей в истории Западно-Сибирской магистрали.

Отдать дань уважения легендарному начальнику Транссиба стало делом чести для Аркадия Андреева. Пришлось разобраться в тонкостях строения автодорог — у ЗСЖД есть специальная служба гражданских сооружений, справиться с бюрократией и при этом сделать кольцо удобным, несмотря на «гуляющую» землю и сложный рельеф.

Кстати, стела посреди кольца — это не что иное, как верстовой столб. Таких всего три в России: один в Москве, он фиксирует точку отсчета Транссиба, другой во Владивостоке — отмечает завершение этого пути. Именно на этом месте в Новосибирске стояла деревянная «верста», означающая конец города — раньше его территория занимала всего несколько километров от «Речного вокзала». Теперь вы об этом знаете.

Андреев считал работу призванием и с удовольствием участвовал в выставках, рассказывая о достижениях отрасли

Музей железнодорожной техники на Сеятеле


Знаковое место Новосибирска всегда оказывается среди достопримечательностей, которые показывают гостям города. Здесь собрана история не просто железной дороги, а целого государства. Раритетные поезда царской России, санитарные вагоны времен Великой Отечественной войны, вагоны для перевозки заключенных советского времени и многое другое.

Многие горожане, в том числе жители Академгородка, которым до Сеятеля рукой подать, гуляют здесь семьями. И не по одному разу — каждый раз открывают для себя что-то новое. Особенно дети в полном восторге! А снимки получаются антуражными — фотографы очень любят это место.

За музей железнодорожной техники — он первый такой за Уралом — стоит сказать спасибо Аркадию Андрееву. Экспозицию формировали с его подачи и под его контролем.

Если вы до сих пор не были в музее на Сеятеле, побывайте — он открыт круглый год

— В свое время я возглавлял комиссию, которая занималась поиском и сбором экспонатов для будущего музея. Мы обследовали базы запаса локомотивов, места отстоя техники, склады службы материально-технического снабжения, — вспоминал Андреев в интервью газете «Гудок». Рассказывал, как нелегко было заполучить важные экспонаты.

Свое имя главный инженер, вложивший всю душу в проект, скромно увековечивать в музее не стал, его больше волновало то, чтобы людям было интересно узнавать свою родину. Было непросто собрать так много техники со всей страны именно в Новосибирске. Но, как показало время, это того стоило. Открытие музея в 2000 году стало событием для всей Западно-Сибирской магистрали.

Детская железная дорога


Приехать в зоопарк и покататься на детской железной дороге — это развлечение не только для самых маленьких, но и для вполне взрослых людей. Путь проложен по реликтовому сосновому бору, вдоль берега Оби, интересно проехать и по эстакаде.

С нуля создать малую Западно-Сибирскую железную дорогу — это была непростая, но очень увлекательная задача, которой Аркадий Андреев посвятил несколько лет. Конечно, это не просто развлечение. Именно здесь обучают юных железнодорожников — мальчишек и девчонок, которые проявили интерес к этой почетной профессии.

Кстати, в пору строительства пришлось серьезно побороться. У детской железной дороги были противники — не разбираясь в технологии, которая поддерживала экологию, они тормозили процессы. Аркадий Андреев сумел донести до них свою точку зрения и доказать, что такой объект станет украшением города и не навредит природе. В 2005 году дорога открылась в Новосибирске (по сей день она признана одной из лучших по оснащению в стране), а в 2006 году он сделал подобный проект в Кемерове.

На открытии детской железной дороги

— Лично для меня детская железная дорога стала самым сложным объектом за многие годы работы на дороге. Было перемещено более 90 тысяч кубометров грунта. Два моста, мощная эстакада длиной триста метров... Это действительно сооружение для потомков, –— говорил Аркадий Андреев в одном из своих интервью издательскому дому «Советская Сибирь».

На открытии детской железной дороги

Поезд здоровья и физкультурно-спортивный клуб «Локомотив»

Аркадий Андреев стал реформатором железной дороги. Он был из тех управленцев, которые выступают за модернизацию оснащения и процессов — чтобы магистраль не просто соответствовала реалиям, но и обгоняла время.

Это сейчас кажется, что диспетчер, который следит за данными мониторов и служит путеводной звездой для поездов, — это само собой разумеющееся. А ведь именно при Андрееве, по его инициативе с 1998 года на дороге стали укладывать оптико-волоконные линии связи. Информационные сети помогают оптимизировать перевозки и делают их более регулируемыми и предсказуемыми.

То, что на скоростных маршрутах пассажиры едут без тряски и стука, — здесь тоже стоит вспомнить его добрым словом. Аркадий Андреев многое сделал для укладки бесстыковного пути и капремонта на Западно-Сибирском направлении.

Путевые ремонтно-механические мастерские, реконструкция депо для вагонов и локомотивов, пригородный вокзал в Новосибирске («Я сам в свое время ездил на дачу и знаю, как неуютно в непогоду стоять на открытом всем ветрам и дождю мосту», — говорил Андреев в интервью), преобразования на станции Инской, мост в Камне-на-Оби –— Аркадий Андреев не просто руководил, а сам участвовал в каждом проекте: строил, изобретал, принимал верные инженерные решения. Недаром ему присудили звание доктора транспорта за серьезные научные достижения в транспортном комплексе России.

Аркадий Андреев занимался не только крупными инженерными объектами. Ему хватило энергии построить библиотеку, физкультурно-спортивный клуб «Локомотив» и оздоровительный лагерь «Салаир», без которых многие новосибирцы уже не представляют свою жизнь.

А за создание «Поезда здоровья» — это передвижной диагностический центр, где люди, которые живут в отдаленных районах, могли получить необходимую помощь, Андреева наградили государственной премией.

Партнёрский проект

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления