NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

зап.

750мм 53%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Что делают песок, отсев и реагент с дорогами: новосибирцы предложили новый подход к уборке дорог

Что делают песок, отсев и реагент с дорогами: новосибирцы предложили новый подход к уборке дорог

При каких условиях город может стать чистым

Люди возмущены количеством снега и грязи на улицах

Новосибирск занимает 10-е место в рейтинге самых снежных городов России. Вот только зимой здесь не белая сказка, а сплошная комната грязи. Почему так получается, несмотря на все усилия дорожников, и главное, что с этим делать? Горожане активно включаются в проблему и предлагают решение.

Город как завод или фабрика

Сибирскую столицу можно сравнить с крупным промышленным объектом. И внедрить системный подход к эксплуатации дорог — аналогичный тому, который используется при управлении технологиями в промышленности. Это мнение Андрея Степаненко, директора компании «Гормашэкспорт», который занимается исследованием источников грязи и пыли в городе уже более 10 лет:

— Должны появиться документы, которые бы определяли работу дорожных служб. Есть всероссийские ГОСТы — стандарты, регламентирующие зимнюю эксплуатацию дорог. Они имеют статус закона. На их основании в зависимости от климатических условий, архитектуры, геометрии города нужно разрабатывать технологический регламент. По нему проводить закупки реагентов, балластных материалов, техники, набирать кадровый состав. Кроме того, должна быть возможность оперативной корректировки задач с учетом всевозможных погодных перипетий в Сибири.

Единый регламент мог бы значительно облегчить жизнь как дорожникам, так и автомобилистам и пешеходам. Горожане круглогодично страдают от грязи и пыли в городе. А наступление зимы и вовсе становится катастрофой, ведь она приносит с собой неизбежные пробки, кашу на дорогах и гололедицу.

— Никогда такого не было, и вот опять. Снег у нас всегда выпадает будто бы неожиданно. И ладно, если это первый снегопад. Но почему всю зиму так? Не понимаю, разве нельзя нормально посыпать дороги, нормально их убирать. Город завален грязью, — возмущается новосибирец Сергей.

При этом есть ощущение, что с каждым годом ситуация усугубляется. Следуя нехитрой логике, новосибирцы винят инновации, которые город ввел в обиход совсем недавно. И оказываются неправы, требуя вернуть старые подходы к обработке.

Песок — это хорошо или плохо: интуиция подводит горожан

Всерьез занялись проблемой грязи в городе года три-четыре назад. После того как начались серьезные пылевые бури, — рассказывает журналист Олег Жуков. Он освещает проблемы Новосибирска уже более 30 лет и проводит общественный контроль всевозможных служб.

— Для меня было откровением, когда пришли результаты исследований песко-соляной смеси, которую тогда использовали повсеместно. Оказалось, что крупной рабочей фракции там всего 20%. Остальное — пыль. За нее не цепляются шины, на ней люди скользят. Но главное, что именно она становится грязью.

Песок оказался речным — другого в Новосибирске не достать. Его добывают из Оби, но до 90-х годов его хотя бы промывали водой, рассказывает журналист, подробно изучивший этот вопрос. Потом промывать перестали, из экономии. Так глина, ил и тина оказались на дорогах.

— 78 килограммов на каждый квадратный метр — такое количество песко-соляной смеси дорожники высыпают за год. В ней 80% пыли, которая оказывается на газонах, в легких людей, — говорит Олег Жуков.

— Многим песок нравится, его считают экологичным, но это абсолютно бессмысленно, — соглашается Андрей Степаненко.

Сейчас в Новосибирске официально перешли на отсев дробления горных пород (в нем рабочей фракции около 98%, а пыли всего 2%), а также стали применять реагенты, которые позволяют плавить лед.

В зимний сезон 2021–2022 годов в качестве противогололедных материалов будет использоваться как фрикционный противогололедный материал, так и противогололедные реагенты («Бионорд» в сухом виде и двухфазный). При приготовлении фрикционного материала будет использоваться отсев дробления горных пород, — сообщили в мэрии и уточнил производитель.

Ситуация должна была улучшиться. Но этого не произошло.

«Реального новосибирца раздражает каждый конкретный эпизод»

Беда в том, что песко-соляную смесь по факту продолжают применять. В основном, это делают на второстепенных дорогах, обслуживанием которых занимаются мелкие ДЭУ, районные администрации, управляющие компании и ТСЖ. Просто так дешевле. Но в итоге перечеркивает все усилия городских служб. Андрей Степаненко связывает проблему как раз с отсутствием общего техрегламента:

— Вся грязь, которая содержится в таких песках, переносится с одних дорог на другие. Получается, что технология нарушена абсолютно везде. В городе должна быть общая служба, которая будет четко прописывать, какая улица по какой технологии эксплуатируется, как убирается и как все это контролируется.

Песок из-за большого вмешения глин со временем формирует супесь — плотную корку, которую уборочные машины не могут соскрести с дорожного полотна.

— То, что сейчас происходит, это даже не обнуляет, а дискредитирует идею нормального технологического содержания города. Да сыпьте хоть отсевом, хоть «Бионордом». Но невозможно добиться результата, если правила не будут одинаковыми для всех, в том числе для тех, кто сыплет на второстепенные улицы. А город единых правил на этот счет пока не установил. В итоге усилия предпринимаются, деньги тратятся, а результат горожане видят отрицательный. Возможно, в сумме становится лучше. Но это невозможно отследить реальному новосибирцу, которого раздражает каждый конкретный эпизод, случившийся с ним вчера, сегодня, завтра, — возмущается Олег Жуков.

Рассказать людям, что происходит: иногда нужно просто поговорить

Эксперты сходятся во мнении, что программу эксплуатации города нужно формировать по двум технологиям — с использованием отсева дробления и реагентов. И никакого песка. Вот только резоны позиции обязательно нужно донести до горожан. А пока такого диалога нет, считает Андрей Степаненко:

— Тот же «Бионорд» — перешли мы на него, а почему бы не рассказать людям, что это такое? У нас в Сибири работает огромный институт органической химии. Можно привлечь независимых экспертов, они объяснят, что такое формиаты. Или можно популяризировать статьи из авторитетного журнала «Химия и жизнь», где расписаны методы борьбы со снегом, их плюсы и минусы. А пока выходит так, что люди создают себе некий фантазийный образ происходящего, по которому считают, что все плохо, а если снова уйдем на пески, то станет хорошо. Но хорошо не станет.

При этом проблемы, которые существуют в организациях, в тех же ДЭУ, тоже надо озвучивать, считает эксперт:

— Они реально недофинансированы. Недостаточно техники: как снегопад, так город захлебывается, все работает в аварийном режиме. Те машины, которые есть, уже не подходят: мало автомобилей для дозировки сухого «Бионорда», про двухфазный вообще молчим, две-три машины всего. Точно так же мало пескоразбрасывателей, которые могут хорошо работать с отсевом дробления. Перенастройка постепенно ведется, но кардинального шага не было сделано.

Причем даже имеющаяся техника не может работать на улицах вся одновременно. Чиновники называют две причины: плохую техническую готовность и недостаточную укомплектованность учреждений водителями и механизаторами.

— Машины разбитые, работать в них крайне некомфортно. Люди срываются и уходят куда-то еще. Хорошие водители всегда востребованны. А если использовать реагент на нормальной технике, тогда горожане увидят позитивный результат сразу. Но безобразную традицию песка нельзя поддерживать. Нельзя отдавать ее районам, ТСЖ, УК, — вновь подчеркивает Олег Жуков.

Денег нет, но вы держитесь: на чем можно сэкономить

Что касается нехватки денег, с которой Новосибирск, увы, сталкивается регулярно, ее стоит воспринимать как данность: мы не Москва. Когда считается отдельно бюджет на антигололедные средства, отдельно на уборку, на обслуживание ливневых канализаций и так далее, рисуется неутешительная картина, признает Андрей Степаненко. Откуда взять средства, чтобы улучшить ситуацию?

— Стоимость эксплуатации города нужно считать комплексно. Часто удорожание одного передела приводит к снижению стоимости последующих. Вопрос в суммарной экономике, — говорит эксперт.

— Тот же «Бионорд», которого в год нужно всего 7 кг на квадратный метр дороги — против 78 кг песко-соляной смеси или 42 кг отсева. Да, реагент самый дорогой из этой тройки. Но для него нужно в 10 раз меньше техники и персонала, — приводит черновые расчеты Олег Жуков.

Всеми этими вопросами также должна заниматься та самая выделенная городская служба:

— Собственная лаборатория позволит анализировать антигололедный материал. Город будет уверен, что закупил «Бионорд» именно с тем составом, который был заявлен заказчиком в техзадании (реагент под торговой маркой «Бионорд» имеет вариации для регионов с различным климатом, дорожным трафиком, тонкостями эксплуатации дорог и т.п. — прим. производителя). Если покупаем отсев дробления, то нужно понимать, какая у него крепость, состав гранул, соответствует ли он заявленным требованиям, — говорит Андрей Степаненко.

Еще одна важная функция предложенной службы — контроль уборки. Проведенный анализ снежных и сухих смет позволит выявить источники загрязнения в городе и реально повлиять на экологическую ситуацию в сторону ее улучшения.

— Важный момент, что к каждому сезону нужно готовиться. После осени необходимо помыть город от осенней грязи и пыли, иначе реагенты плавят грязный лед, — грустно констатирует эксперт.

Вывод напрашивается один: чтобы раз и навсегда решить проблему грязи в городе, необходимо создать единую технологию содержания дорог и сконцентрировать контроль за ее реализацией в одной специализированной службе. При этом делать все процессы максимально прозрачными, чтобы информация по уборке города доводилась до общественности. Возможно ли это? Общественники считают, что да. Ход за чиновниками.

Партнёрский проект.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления