3 июня прошла встреча Сибирской генерирующей компании (СГК) с жителями Новосибирска, на которой энергетики провели публичный отчет об итогах отопительного сезона, рассказали о капитальном ремонте летом и ответили на вопросы горожан. На мероприятие в центр культуры и отдыха «Победа» пришли, как и планировалось, около 60 человек – это заинтересованные горожане, общественники, журналисты, эксперты. О встрече они узнали из открытых анонсов в СМИ и пабликах.
Из-за санитарных мер количество мест было ограничено, поэтому не всем удалось попасть на встречу лично. Но новосибирцы могут посмотреть эфир в инстаграме НГС в любое удобное время.
Отопительный сезон и планы ремонта
Согласно публичному отчету, который доступен всем желающим по ссылке или через сайт sibgenco.online, тепло от СГК получили 1 400 000 новосибирцев — 86% населения города. За зиму зафиксировали 1915 повреждений. Это почти на 17% больше, чем в прошлом году. Но есть и некоторый позитив — уменьшилось количество домов, где отключали отопление и горячую воду: 9635 против 10 582 в прошлый отопительный сезон. Энергетики связывают это с капремонтом и качественными испытаниями на трубопроводах большого диаметра, от которых зависит большое количество потребителей.
Этим летом СГК планирует заменить 33 км теплосетей, но это, прежде всего, аварийный ремонт. Капитальный ремонт, то есть замена крупных участков труб, пройдет на улицах Беловежской, Сибиряков-Гвардейцев, Лескова, Кавалерийской, Дуси Ковальчук, в дамбе Октябрьского моста и на магистрали под будущей автомобильной развязкой нового ЛДС. Суммарно это лишь около двух километров магистральных теплосетей.
Как СГК влияет на экологию и почему нельзя отказаться от гидравлических испытаний
Публичный отчёт презентовал директор Новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков. По его словам, минувшей зимой отпуск тепловой энергии увеличен по причине холодной погоды. Кроме того, увеличивается число подключенных к ТЭЦ объектов. Экология не страдает, отметил он, отвечая на вопросы: за три года работы СГК в Новосибирске выбросы сократились почти на 12 тысяч тонн, или на 16%.
Кроме этого, Андрей Колмаков высказался о гидравлических испытаниях, «лучше которых для выявления дефектов пока ничего не придумали». С 2016 года удалось изменить систему и минимизировать отключения горячей воды: сейчас испытания в основном проходят до 8-12 дней, а раньше — по 14. Испытательные зоны делят на более мелкие, чем ранее, – это дает возможность более тщательно провести опрессовку и сохранить горячую воду у остальных потребителей. Чтобы уложиться в срок, персонал работает круглосуточно.
Энергетики сократили техническую часть, в том числе за счет приобретения спецмашины — передвижной насосной установки, которая позволяет работать с локальным участком, не отключая всю зону. В 2020 году СГК приобрела уже вторую такую установку стоимостью 6 млн рублей — ее начали использовать в этом году.
— Не устаю повторять: у компании нет самоцели лишить людей горячей воды. Да, подъем давления — 10 минут, но у нас 3 тысячи км сетей. На ветхих трубопроводах в ходе испытаний выявляем много дефектов – например, по состоянию на 3 июня выявили 553 дефекта, что на 27% больше, чем в прошлом году на этих же трубах, — рассказал Андрей Колмаков.
Кто и зачем пришел на встречу
Несмотря на то что встреча прошла в середине рабочего дня, на мероприятие пришло немало людей: представители ТСЖ, неравнодушные горожане общественники.
— Мне понравилось мероприятие. Я получила профессиональные ответы на все вопросы и услышала даже больше. Как потребитель и руководитель-хозяйственник, мне бы очень хотелось, чтобы такие мероприятия проводились чаще, — прокомментировала Татьяна Савельева, председатель правления ТСЖ ТОР-102.
Не проигнорировали разговор и городские власти — на часть вопросов горожан ответил начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска Дмитрий Перязев.
Гости задавали острые и актуальные вопросы. Вот некоторые из них:
— Какое очистное оборудование работает на станциях, не устарело ли оно? Обновляете ли котлы, турбины?
— На каждой станции у нас определенный вид топлива и свое очистное оборудование: батарейные эмульгаторы, скрубберы (так называемая мокрая очистка) и электрофильтры, который задерживают выше 97% дымовых газов. Эффективность достигается благодаря своевременному ремонту и качественному обслуживанию оборудования. Вложения в текущий ремонт в этом и прошлом году составили 200 млн рублей.
Ежегодно в программу ремонта на станциях СГС вкладывает более 2 миллиардов рублей. Есть и планы масштабного обновления. В перспективе по ТЭЦ-3 предполагается модернизация по ДПМ-2 (договор предоставления мощности – федеральная программа модернизации генерирующих предприятий).
СГК планирует замену на ТЭЦ-3 двух турбин, двух генераторов, строительство дополнительного, котла, который позволит увеличить мощность. По этой же программе компания планирует установить на станции три новых электрофильтра.
— Может ли СГК финансово участвовать в разработке объективной системы онлайн-мониторинга загрязнения воздуха в Новосибирске?
— Мы говорили об этом в контактной группе по экологии, которая состоялась в марте на ТЭЦ-4, нужно конкретное предложение. Соберемся на круглом столе ближе к началу отопительного сезона, обсудим проект и примем решение.
— Может ли город принять программу развития ливневой канализации, чтобы осушить каналы теплотрасс? Большая часть дефектов проявляется именно из-за внешней коррозии.
— Вопрос серьезный, город готов развивать эту систему, идут предложения по сетям, новым территориям, крупным организациям. На сегодняшний день ливневая канализация выполняет функцию отвода поверхностных вод с улично-дорожной сети. Каналы, где проложены коммуникации, часто подтапливаются, и в 80% случаев это является причиной коррозии труб. Без развития ливневки даже масштабный ремонт трубопроводов не решит проблему их износа.