
Дмитрий Сергеевич Белайц, генеральный директор ООО «Торговый дом «МТЗ-Сибирь», рассказал в интервью, почему они выбрали Новосибирск логистическим центром в России, чем отличаются минские тракторы от европейских и о дальнейших планах и отношениях с правительством области.
— Дмитрий Сергеевич, давайте для тех, кто раньше ваши интервью не читал, начнем с истории создания торгового дома. Почему это было необходимо?
— У каждого предприятия мирового уровня, к каким относится Минский тракторный завод, в крупных странах и регионах есть своя товаропроводящая сеть. Для белорусской продукции, будь то продукция МТЗ, МАЗ или БЕЛАЗ, основной рынок сбыта — это Российская Федерация. Поэтому решение о создании филиала МТЗ в Сибири в 2004 году и параллельно еще четырех таких же дилерских структур в России было правильным. Нам необходимо находиться непосредственно там, где работают наши клиенты, чтобы лучше свою технику продвигать, продавать и эффективнее обслуживать. Кроме того, оценивая спрос, мы должны держать на складе необходимое количество машин и запасных частей. Скажем, сегодня у нас порядка восьми сотен тракторов, и это позволяет закрывать спрос в продукции МТЗ по всей Сибири и всему Дальнему Востоку. Ну, а Новосибирск — это точка, которая находится на пути ко всем дальним российским регионам, это наш основной логистический центр.
— Кто ваши основные клиенты?
— Основные — это предприятия сельскохозяйственной отрасли. Но у нас также немало клиентов в коммунальной, промышленной сферах. Потребителями продукции МТЗ являются аэропорты, железнодорожные вокзалы, воинские части и т.д. Там, где нужно чистить, копать, доставлять какие-то грузы, — везде нужен трактор. Для азиатской части России с ее сложными климатическими условиями, огромной территорией, которую сложно закрыть дорожной сетью, все это особенно актуально. Чистить дороги, территории населенных пунктов и предприятий приходится фактически ежедневно, да и забуксовавший где-то автомобиль порой можно вытащить только с помощью трактора.

— Какие, на ваш взгляд, главные преимущества техники МТЗ? По каким позициям вы уступаете другим мировым производителям?
— Я бы не сказал, что мы кому-то в чем-то уступаем. Если сравнивать с такими крупными мировыми производителями, как John Deere, JCB, другими, то мы представляем такую же линейку техники и тот же спектр услуг, что и они. А по каким-то позициям даже шире. При этом с точки зрения природно-климатических условий наша продукция более адаптирована для российского рынка, чем, например, техника нашего основного конкурента JCB. Клиренс у британского трактора существенно ниже, ведь он рассчитан ездить по ровным дорогам. Основная белорусская модель МТЗ-82 создавалась еще в Советском Союзе и для условий работы именно в этой стране. Поэтому она по сей день и востребованна от Калининграда до Дальнего Востока.

Самое же главное преимущество техники МТЗ — это стоимость владения. Есть такой объективный показатель, который очень важен для коммерческого транспорта, и по этому показателю мы перебиваем всех своих конкурентов. Когда вы покупаете трактор МТЗ-82, вы должны понимать, сколько финансовых средств придется тратить на его содержание в год. Если это будет 50 тысяч рублей, то очень хорошо. В то же время если вы соберетесь поменять комплект форсунок на тракторе JCB, то это будет стоить вам почти как новый трактор МТЗ. Как вы понимаете, с тем топливом, которое у нас сегодня есть, менять форсунки вам придется стабильно раз в пару лет. При этом техника МТЗ — это не какой-нибудь «китай», это рабочая, проверенная, качественная техника, сделанная из настоящего железа с минимальным количеством пластика.

— А с российскими предприятиями: Петербургским тракторным заводом, Ростсельмашем, другими производителями тракторов конкуренция есть?
— Есть, но я бы не назвал ее добросовестной. Существует программа государственного субсидирования производителей сельхозтехники («Программа 1432»). Если сельхозпроизводитель покупает питерский трактор, то ему из бюджета возмещается 30% его стоимости. Если он покупает наш трактор, то нет. Я считаю, что те люди, которые принимают такие решения, просто не разбираются в реальной ситуации. Дело же здесь в том, что трактор, собранный в Республике Беларусь, — это машина, которая на 80-90% состоит из российских комплектующих, металла, резины. Если мы, допустим, в силу такой недобросовестной конкуренции, сократим объемы производства и поставок белорусской техники в РФ, то наши российские поставщики просто разорятся. При этом на питерском «Кировце» стоит двигатель «Мерседес», который производится в Германии и покупается за валюту. Возникает закономерный вопрос: кого мы поддерживаем государственными субсидиями? Немцев или российских производителей металла, которые поставляют его в Беларусь? Я считаю этот вопрос очень важным.

— Действительно, это проблема и ее пора бы решить на высоком межгосударственном уровне. А как, кстати, складываются отношения торгового дома «МТЗ-Сибирь» с губернатором и правительством Новосибирской области? Здесь проблемы есть?
— С Андреем Александровичем Травниковым проблем нет. Мы с ним разговариваем на одном языке. Основная задача нашего торгового дома — это увеличить на всей своей территории количество продаваемой техники. Выполняя эту задачу, мы тем самым выполняем и задачу, которую неоднократно ставил президент России, по повышению производительности труда. Условно говоря, гектар земли можно обработать лопатой, маленьким трактором и потратить на это уйму времени. Большой же трактор, такой как Беларус-3522 мощностью более 350 л. с., потратит на такую работу полчаса.

То есть это совершенно другой уровень производительности труда. Есть проблема еще и в том, что парк техники в хозяйствах на Дальнем Востоке, в Сибири, и в том числе в Новосибирской области, значительно устарел. Но за работоспособность техники МТЗ отвечаем в первую очередь именно мы. Мы в регионе — один из крупнейших налогоплательщиков. Работая от Урала до Сахалина, торговый дом находится все-таки в Новосибирской области. И это губернатор также прекрасно понимает. Когда в регионе есть бизнес, создаются рабочие места, то можно осуществлять и различные социальные проекты.
Если завтра перестать поддерживать крупного производителя, то не будет ни бизнеса, ни налогов, ни рабочих мест, ни средств на социальное развитие. Поэтому тот губернатор, который заботится о бизнесе, в первую очередь заботится о людях. Андрей Травников как раз из таких. Нас не однажды пытались переманить в другие регионы, обещая особые преференции и особую поддержку. А зачем, если здесь, в Новосибирске, мы с властью рассуждаем одними категориями бизнеса, промышленности и развития?

— Конкретные примеры совместной работы можете привести?
— Мы продали региональным предприятиям более двух тысяч тракторов. Цели были амбициозные, казалось бы, недосягаемые, ведь в прошлом году началась пандемия и сложности в экономике. Люди не понимали, что будет завтра с финансами и покупали технику только в крайнем случае. Но они понимали и то, что когда останавливается коммерческая машина, экономить уже нельзя. Сегодня ты сэкономишь, а завтра уже банкрот, и экономить будет нечего. Еще пример. В прошлом году в рамках соглашения о сотрудничестве, о котором только что говорил, на базе Новосибирского государственного аграрного университета был открыт учебный центр МТЗ. Мы сделали огромную мастерскую, оснастили ее необходимым оборудованием, в качестве учебной модели передали в пользование центра современный трактор Беларус–3022ДЦ.1.

— Ну и, Дмитрий Сергеевич, традиционный вопрос о ближайших планах.
— В 2021 году мы планируем открытие во Владивостоке филиала торгового дома «МТЗ-Сибирь» и торгово-сервисного центра. Владивосток — одна из крайних точек на карте России, поэтому этот город кажется нам перспективным. В отличие от других российских территорий, на Дальнем Востоке идет очень жесткая конкурентная борьба с китайской, корейской, японской техникой, поэтому мы должны поставить там крепость, которая бы держала удар от производителей тихоокеанского региона. Если мы этого не сделаем, то рынок там можно потерять навсегда.