13 июня воскресенье
СЕЙЧАС +17°С

Когда будут дороги как в Москве: как в Новосибирске борются со снегом и почему зря хейтят реагенты

По мнению экспертов, дорожным службам не хватает спецтехники и соблюдения единого регламента

5 966

Поделиться

Скоро на город обрушатся снегопады 

Скоро на город обрушатся снегопады 

Поделиться

Зима в самом разгаре, Новосибирск постепенно перевоплощается в Снегосибирск. Снегопады не думают прекращаться. С одной стороны — хорошо: город станет белоснежным, на деревьях появится вместо лысины седина, а вот где снег никак не будет украшением, так это на дорогах. Особенно когда новосибирцы, как сговорившись, поедут на личном авто и общественном транспорте за елками, подарками и продуктами к Новому году и попадут в пробки. Разбираемся, как в городе сегодня убирают снег, что сыплют на проезжую часть, кто контролирует уборку и на каких улицах водители могут застрять в снежной каше, как пчелы в сиропе.

Чем плавят снег в Новосибирске

В Новосибирске для уборки улиц применяют несколько видов реагентов: обычную серую песко-соляную смесь из классифицированных отсевов горных пород и белоснежный «Бионорд». Современный реагент сыплют на некоторых улицах города не так давно, с 2018 года. Как к любой новинке, многие горожане начали относиться к этому скептически, искать подвох и вред. Может ли «Бионорд» быть опасным?

Для начала разберемся с составом. Из чего состоит простая песко-соляная смесь, ясно из названия: песок и соль. Конечно, рецепт состава могут корректировать и вместо речного песка использовать отсев — тот же песок, только более крупного размера. «Бионорд» же — только соли без всяких грязных примесей. Почему для уборки улиц зимой применяют соли? Они обладают суперспособностью растворяться в воде, а если вода в твердом состоянии в виде снега или льда, они растворяют и их тоже. Усиливает этот эффект автомобильный трафик. Соленая вода не замерзает при морозах, что позволяет держать снег в талом состоянии для легкого очищения проезжей части.

И тут важная разница: «Бионорд» растворяется без остатка. А от песко-соляной смеси остается песок — по сути, грязь. Которую, как ни убирай, всю не выметешь. Особенно когда машины раскатывают ее по дорогам города.

Спецтехника рассыпает реагент

Спецтехника рассыпает реагент

Поделиться

Интересные факт: в «Бионорде» те же самые соли, что и в морской воде. Они не испаряются. И кстати, переход на такие антигололедные средства не увеличил количество солей в Новосибирске.

К примеру, на 1 м2 дороги приходится до 300 г песка с солью, в которой содержится 30 г чистой соли. «Бионорда» потребуется на эту площадь те же 30 г. Но после обработки улиц «Бионордом» дорожники вывозят только стаявший снег, а после посыпания песко-соляной смесью вывозят песчаную грязную снежную кашу.

— Уровень воздействия у «Бионорда» намного ниже, чем у соли в песко-соляном коктейле. В состав «Бионорда» входят различные виды ингибиторов, которые противодействуют процессам агрессивности по отношению к коже, к металлу, — комментирует Алексей Лыков, директор МКУ «ДЭУ № 1». — Но дело не только в этом.

За пару лет работы с этим реагентом дорожные службы поняли, как он ведет себя на дорогах, и научились применять небольшой объем «Бионорда» (всего 10% от доли других материалов на сезон) более эффективно.

— Реагенты хорошо работают по площадям, по квадратуре: быстро срабатывают, равномерно распределяются, не сбиваются колесами машин с проезжей части. Особенно если речь идет о двухфазном реагенте — он дозированно распределяется по всей дороге, не сдувается ветром и не разносится потоками машин: он прилип и начал действовать, — отметил Алексей Николаевич. — Универсальный «Бионорд» и двухфазный мы применяем при разных дорожных условиях. Двухфазный плавит снег лучше при сильном трафике, а универсальный плавит снежно-ледяной накат сразу, и чем дольше он взаимодействует со снегом и не сбивается колесами машин, тем большая площадь оттаивает. Грамотное применение реагентов на разных участках дороги позволяет очистить асфальт до летнего варианта.

Горожан пугает соль в почве, вредная пыль и бесят пробки из-за снега

Каждую зиму гнев новосибирцев растет прямо пропорционально уровню сугробов. И сейчас в соцсетях обсуждают, что якобы реагент виновен в снежной каше, плохом сцеплении и грязи. Но забывают, что 90% улиц по-прежнему обрабатывают песко-соляной смесью. Хотя за два года ее объемы существенно удалось сократить, а качество улучшить, грязевая смесь с дорог Новосибирска никуда не делась.

Красный проспект зимой

Красный проспект зимой

Поделиться

— Каких только мнений мы, дорожники, не выслушиваем: кто-то хочет побольше снега, потому что зима, а кто-то говорит: ребята, вы почему так мало реагента сыплете? Два квартала от центра — и дороги уже в снежно-ледяном накате или посыпаны крошкой. Зачем нам крошка?! Хотим видеть разметку на проезжей части! Хотим видеть асфальт, мы же в XXI веке живем! — смеется Алексей Николаевич Лыков. — Но скажу честно: госавтоинспекторы оперативно реагируют на уборку, спрашивают: вы «Бионордом» не сыпали? Срочно посыпьте, мы уже привыкли к нормальным дорогам в асфальте!

Кстати, цифры по итогам применения «Бионорда» в Новосибирске впечатляют.

Поделиться

Чем меньше нужно техники, чтобы обработать дороги, тем быстрее службы могут отреагировать в снегопад и одновременно «просыпать» больше улиц. И конечно, тем меньше помех водителям создают КДМ на дорогах.

Улучшение качества песко-соляной смеси позволило снизить количество грязи и пыли в 16 раз. Но она не исчезла совсем, к сожалению. И горожане дышат ею и зимой, и летом, и весной, и осенью. Чтобы и дальше сокращать объемы грязи, поступающей из-за зимних посыпок, дорожники постепенно планируют расширять площади обработки современными антигололедными средствами. На Гусинобродском шоссе, улице Жуковского, Нарымской, Большевистской, Владимировской, Фабричной был проведен капремонт, и в соответствии с программой «Безопасные дороги» теперь их должны убирать по самым высоким стандартам.

«Бионорд» расходуется очень экономично

«Бионорд» расходуется очень экономично

Поделиться

— С приростом новых территорий за два месяца мы израсходовали на 500 тонн больше, чем в аналогичном сезоне 2019 года, — рассказал Алексей Лыков. — Но применение реагентов снижает затраты на уборку. Например, по Советскому району затраты уменьшились в 10 раз, соответственно, и в Центральном районе затраты также снизятся. Экономия происходит за счет того, что материал уменьшает количество вывозимого снега, остатков противогололедных материалов и песка, отсева дробления. Тратим меньше не только финансов, но и времени. Уборка Красного проспекта занимала обычно период с конца апреля по конец мая, а в прошлом году мы его убрали за неделю.

По поводу опасений за засоленность почвы Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, привела в пример простое сравнение: чайная ложка в стакане воды не причинит нам вреда, наоборот, ею можно прополоскать горло для дезинфекции. То есть все дело в объеме: малое количество соли никак не вредит окружающей среде. Тот объем солей, который применяется для уборки, ничтожно мал в общей массе выпадающих зимних осадков.

Чего не хватает Новосибирску, чтобы у нас зимой были дороги как в Москве

Как в Москве — это везде голый асфальт. И не думайте, что там нет снега на дорогах только потому, что он не сыплется с небес на москвичей. Еще как сыплется! Но там есть достаточное количество дорожной техники для уборки этих осадков и обработки дорог. В Москве действует регламент, который разрешает применять в уборке улиц только реагенты и запрещает разбрасывать песко-соляную смесь. Разбираемся, почему этот регламент не применяется в нашем регионе.

Зимой Красный проспект посыпают только «Бионордом»

Зимой Красный проспект посыпают только «Бионордом»

Поделиться

По словам Анны Климентовой, руководителя аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, уборку на федеральном уровне регламентирует национальный стандарт ГОСТ Р 50597. Он существует несколько лет, но в 2017 году был значительно переработан, был добавлен раздел про зимнее содержание дорог. И смысл его таков: зимой на улицах города, неважно, какого размера город и какая эта улица, не допускается снега и зимней скользкости. Причем в этом стандарте четко определено, что такое зимняя скользкость, так как часто возникали споры. Под ней подразумеваются любые осадки, талый снег, рыхлый снег, накат и т.д. То есть в городе должен быть черный асфальт с хорошо различимой разметкой. Для разных категорий улиц регламентировано время от трех до четырех часов на уборку. Как только закончился снегопад, в течение четырех часов дороги должны быть чистыми. Во время снегопада допускается наличие снега не более 5 см. Как только больше, дорожные службы должны его ликвидировать. Но в федеральном стандарте не прописано, какими материалами должна проводиться уборка. Это определяют городские власти и местное законодательство.

В Новосибирске, по словам Алексея Лыкова, директора МКУ «ДЭУ № 1», тоже был разработан единый регламент для всех:

— Управляющие компании зачастую вообще сыплют песко-соляную смесь, с ними пытаются бороться главы администраций, чтобы призвать к единым стандартам. Недаром был разработан регламент по зимнему содержанию улично-дорожной сети в Новосибирске, чтобы все одинаковые материалы применяли, а не кому какой вздумается: кто-то пищевой солью посыпал, кто-то речного песка накупил, кто-то карьерным песком засыпал, кто-то глину смешал с чем-то непонятным. Если не придерживаться единых для всех правил, вся работа может свестись к нулю, потому что с периферии тащится очень много грязи. Ведь если в отсеве дробления содержится 95% и более рабочих (противогололедных) частиц, а для пыли даже и места не остается, то в речных песках, наоборот, рабочих частиц всего порядка 20-25%, а остальное пыль и глина.

Утренняя обработка дорог «Бионордом»

Утренняя обработка дорог «Бионордом»

Поделиться

Как отметила руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова, Новосибирск сделал большой шаг вперед за последние два года:

— Города, который бы так скрупулезно подошел к выбору противогололедных материалов и усовершенствованию песко-соляной смеси, я еще не видела. В Новосибирске применяют одни из продвинутых реагентов, похожие по составу на московские. Но стоит отметить, что кроме реагентов на скорость уборки влияет и количество техники. Вы не можете оперативно вывозить снег, если у вас три машины. Ответственные и грамотные люди в дорожной отрасли у вас есть. Эффективные противогололедные материалы тоже. Новосибирску не хватает спецтехники. Возможно, найти финансирование на эту составляющую помогут неравнодушные общественники, которые тоже в городе присутствуют.

Партнёрский проект

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...