Недостроенный театр возле оперного, похоже, потерял последнюю возможность стать театром — Сергей Афанасьев готовится переезжать совсем в другое здание. На завершение самого центрального долгостроя Новосибирска у мэрии нет средств — да и, судя по всему, законных оснований. Как многообещающая культурная стройка обманула городские ожидания и есть ли у города шанс получить театральный бульвар, выяснила корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В июне театр под руководством Сергея Афанасьева наконец получил собственное здание: под нужды театра переоборудуют бывший кинотеатр «Пионер». При осмотре приобретения Сергей Афанасьев подчеркнул, что особых технологий в новом театре не будет — достаточно ограничиться необходимым набором в виде хорошего света и звука и сделать так, чтобы зрителю всё было видно.
11 лет назад худрук театра был чуть требовательнее: к примеру, в интервью корреспонденту НГС.НОВОСТИ в 2006 году смело мечтал о возможности онлайн-трансляций постановок — на тот момент такие технологии были в новинку.
Тогда ещё предполагалось, что театр к концу 2007 года переедет в специально построенное для него здание на ул. Серебренниковской, 37«а». В публичной кадастровой карте этот участок и сейчас имеет разрешённое использование «для строительства Новосибирского городского драматического театра под управлением Сергея Афанасьева с административным блоком». Административный блок уже давно занят офисом «Промсвязьбанка», а культурная часть здания так и прячется за строительным забором и успевшими вымахать за годы клёнами. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть в ходе осмотра здания кинотеатра «Пионер» уклончиво пояснил, что на завершение и оснащение недостроя понадобилось бы куда больше средств.
По словам историка, сотрудника Музея Новосибирска Константина Голодяева, здание стоит на интересном историческом месте: когда-то здесь располагались лабазы, в которых торговали всем — от продовольствия до автомобилей. Они были построены с 1910 по 1914 годы, и после революции там было несколько довольно известных на тот момент магазинов.
«Магазины там были уникальные, — говорит Голодяев. — В частности, автомобильный магазин, где продавались ЗИСы — эти чёрные, огромные, дорогие, за 40 тыс. руб. Это единственный автомобиль, который был в свободной продаже: все остальные, "Москвичи" и "Победы" — по талонам, по распределению, а ЗИС по 40 тыс. — пожалуйста, бери».
Один из лабазов в итоге всё-таки получил культурное назначение, вырос на два этажа и превратился в Дом актёра. В соседнем одноэтажном здании долгое время был хозяйственный магазин, а затем склад Облпотребсоюза. Архитектор и советник мэра Новосибирска Александр Ложкин вспомнил, что сперва предлагалось перестроить в театр его, но затем постройку всё-таки снесли.
Новое здание на месте дореволюционного лабаза спроектировал заслуженный архитектор РФ Александр Скоробогатько — на тот момент он занимал должность заместителя главного архитектора Новосибирска. «Тут узнаётся, в принципе, рука Скоробогатько, но не того, который работал в периоды перестройки, а Скоробогатько последнего периода, автора [здания] Сбербанка (вероятно, имеется в виду здание на ул. Серебренниковской, 20. — Л.П.) — есть определённые схожести», — говорит архитектор Игорь Поповский.
Архитектура здания с колоннами, арками, круглым куполом и полукруглым остеклённым фасадом со стороны ул. Депутатской, по мнению Поповского, навеяна контекстом застройки — сильное влияние на проект оказало, в частности, соседство с оперным театром. Но прочтение Александром Скоробогатько классики стало, скорее, постмодернистским, считает архитектор.
«Наверное, да, оно было в тренде [на тот момент]», — рассуждает Александр Ложкин, но давать оценку решению коллеги отказывается, хотя и отмечает, что сейчас к нему есть вопросы. «Скоробогатько сделал так, я бы сделал по-другому, — добавляет Игорь Поповский. — Сегодня, конечно, переделывать его нежелательно, потому что с новым объектом прежняя эклектика может заместиться чем-то худшим с точки зрения среды».
В мэрии за время подготовки материала не уточнили, когда и кому впервые было выдано разрешение на строительство, но в 2006 году здание уже стояло в конструктиве: тогда в Новосибирск по приглашению Сергея Афанасьева даже приезжал известный художник Михаил Шемякин — руководитель театра предложил ему расписать в новом здании театра купол.
Но в то же время начались и судебные тяжбы. Как объяснял Афанасьев в интервью НГС.НОВОСТИ, жильцы соседнего дома переживали, что «обитатели здания станут подсматривать в окна их квартир». Разбирательства в итоге отодвинули запуск театра на полтора года.
В 2009 году застройщик будущего театра, алтайское ЗАО «Промфинстрой», обанкротился, а недостроенное здание на Серебренниковской стало одной из площадок для первой «Интерры» — в нём прошла выставка «Смотри! Как мы сделали искусство 2000-х». А ещё через два года Сергей Афанасьев перестал рассматривать здание в качестве места для переезда из подвала дома на Вокзальной магистрали: теперь новое помещение театру пообещали в новом, свежеспроектированном на тот момент многофункциональном комплексе на ул. Большевистской.
В июне 2011 года город театральный недострой потерял: «Промфинстрой» отдал его Сбербанку за долги генподрядчика, компании «Сибнефтьстрой и К». Затем оно было перепродано с торгов. Последний известный владелец здания — барнаульское ЗАО «Новоград», которое в 2014 году заменило ветхий утеплитель и смонтировало на здании новую ветрозащитную плёнку, однако выданное в 2008 году разрешение на строительство компания не продлевала, как и не получала новое. Сейчас, по информации владельца компании Nazarov&Partners Александра Назарова, здание всё ещё принадлежит барнаульцам. В Росреестре оформить выписку с актуальными данными о владельцах здания за время подготовки материала не удалось.
Сегодня на территории недостроенного театра в самом центре города даже не видно охраны, а закрывающие здание от любопытных глаз профлисты забора покосились — с этой задачей неплохо справляются плотно припаркованные по периметру автомобили. Часть паспорта объекта, на которой указаны сроки строительства, закрыта, но на архивных фотографиях можно разобрать, что закончить все работы планировалось ещё в июне 2009 года. Номера телефонов на табличке до сих пор указаны старые, шестизначные.
Управляющая зданием ГК «Отелит», чьи баннеры с предложением арендовать в нём площади висят на фасаде, комментировать вопросы корреспондента НГС.НОВОСТИ отказалась.
В 2013 году экс-губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский рассказывал о существовавшей ещё в 90-х идее создания театрального бульвара, который бы соединил одной линией театр «Глобус», театр под руководством Сергея Афанасьева на Серебренниковской, оперный театр и театр музкомедии в Центральном парке. «Если пробить [улицу] и сделать сквер за оперным театром, это могло бы достаточно неплохо работать в виде пешеходного маршрута», — считает Игорь Поповский, но признаёт, что при реализации этой идеи возникнет слишком много проблем.
«Всё, что касается пешеходной зоны — болезненно, тем более там понастроили огромных бизнес-центров, а с парковками всё очень тяжело, — соглашается Александр Назаров. — Если перекрыть ещё и подъезды и хоть какую-то возможность парковаться вдоль дороги… Там, конечно, погулять, может, и можно, но я за то, чтобы это как-то обоюдно просчитывалось». По мнению экспертов, создание подобного бульвара потребует сильного административного ресурса, урегулирования множества споров — т.е. неопределённого количества сил, времени и средств.
Ожидать в здании открытия театра уже, вероятно, не стоит — хотя бы потому, что на его судьбу больше не может повлиять мэрия. По словам Александра Ложкина, какие-то переговоры о возврате его в муниципальную собственность велись, но успехом не увенчались.
Для торгового центра здание слишком мало, размышляет Игорь Поповский. «Нужно ставить антресоли, [искать] решения, которые, кстати, могут ещё и по нормам не пройти, — говорит архитектор. — В чистоте этот объект под аренду сделать сложно, а с реконструкцией возникает масса вопросов, которые надо решать. Людям легче новое построить, чем сюда войти».
Самое простое и самое логичное развитие событий, считает Назаров, — появление в недостроенном здании офисов необычного формата (всё-таки история, архитектура и купол над фойе обязывают). Впрочем, не исключает эксперт, возможно, у ГК «Отелит» уже есть концепция развития объекта, но раскрывать её в компании не спешат. Пока же, констатирует Игорь Поповский, прогнозы вряд ли можно назвать оптимистичными.
Лиза Пичугина
Фото Александра Ощепкова (1, 4, 6–8), с сайта nsk-kraeved.ru (2, 3), Веры Сальницкой (5)