Клад из серебряных монет эпохи Петра I, найденный в окрестностях Умревинского острога, выставили в Краеведческом музее — монеты состоят из чистейшего серебра. Сокровище раскопали еще в 2008 году, но из-за сильной занятости ученого публика увидела трехсотлетние монеты только спустя 8 лет. Археолог Андрей Бородовский объяснил, чем уникальна эта находка, кладоискатели рассказали, где в Новосибирске и области еще можно найти редкую старину, а нумизматы оценили стоимость подобных находок.
Краеведческий музей выставил в экспозицию клад серебряных монет, найденный археологами еще в 2008 году на территории Умревинского острога, в 100 км севернее Новосибирска. Находка относится к эпохе Петра I — подобные находки для Новосибирской области большая редкость. Ученые считают, что монеты сохранили не как деньги, а как клад монетного серебра, чтобы в дальнейшем переплавить их во что-то более весомое.
Обычно в этих местах удается найти всего 2-3 монетки, а столь крупная находка — большая удача для ученых. Найденные монеты были завернуты в бересту или положены в берестяную коробочку — сохранились лишь обрывки. На лицевой стороне семи монет отчеканен всадник с копьем, а с оборотной видны фрагменты легенды с титулом и именем правителя. На нескольких монетах годы выпуска хорошо видны — возраст других археологи определяли по штемпелям монетных дворов.
«Монеты истертые, они не представляют интереса для копателей, они бы их сразу сбросили, распарили, и мы б никогда не узнали, каким был этот клад. Содержание серебра в этих монетах очень высокое — до 98 %. Им это интересно как драгметалл, — рассказал НГС.НОВОСТИ ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Андрей Бородовский. — Была такая монета "сибирка", ее делали в Сузуне, так после 2005 года, когда эти копатели разграбили бьшую часть старых сибирских населенных пунктов, стоимость "сибирки" на московских антикварных рынках резко упала, потому что копатели выбросили огромную партию».
Найденные капельные монетки, по мнению ученого, могут претендовать на звание самой маленькой монетки — их вес всего 0,28 грамма. По словам археолога, хорошо пропечатанная монетка стоит 200–300 руб. Менеджер нумизматического салона Coinsking оценил их выше — до 1000 руб.
«Пётр I вел масштабную реформу, чтобы убрать деньги московского государства и сформировать новые деньги Российской империи, и в массовом порядке изымали эти серебряные копейки, чешуйчатые, у местного населения. Местные к этому относились без энтузиазма и повсеместно прятали монеты. В европейской части таких случаев известно много, их описывал академик Спасский, а для Сибири это впервые», — объясняет Бородовский, который к тому же — один из авторов научной работы, которую сейчас делают по находке. Пишут ее так долго, пояснил он, потому что ученые не могли исследовать монеты из-за плохого состояния, и потребовалась их длительная доработка.
Зарывать деньги в землю, словно в банк, сибиряки массово начали в XVIII веке, уверяет он. Освоение территории современной Новосибирской области как раз приходится на начало Петровского времени — территория, на которой мы сейчас живем, прочно входит в состав Российского государства не ранее 1710–1715 годов, со строительством острогов и форпостов. Умревинский острог — первый пункт российской государственности на территории будущей НСО, поясняет ученый. Здесь еще сохранился культурный слой и фундаменты оборонительных сооружений начала XVIII – середины XIX века. «Там сохранился даже фундамент приказной избы, в которой создавались первые письменные документы на этой территории. На остальных двух острогах дела обстоят хуже. Есть Чаусский острог в Колыванском районе, но он находится сейчас в худшем состоянии и практически недоступен для археологических исследований. Бердский острог сейчас затоплен», — добавляет археолог.
Серебро и прочие драгоценности, разумеется, ищут не только ученые. Изучив форумы местных кладоискателей (так они себя называют), автор узнала, что
самыми популярными местами для раскопок в НСО считаются Болотное, Тогучин, а также окрестности поселка Кольцово и реки Агафонихи.
Чтобы выбрать место поудачнее, копатели пользуются старыми картами, в особом почете — те, что были нарисованы до 1942 года: на них обозначено множество маленьких деревушек, которых уже давно нет. «Едем в заброшенные деревни, места, по которым и не скажешь, что раньше здесь могли стоять дома, в простые поля, но обязательно где-то неподалеку должен быть пруд, река или озеро. Что-нибудь найти получается всегда — кованые гвозди, сломанные ножи, ручки от дверей», — рассказывает опытный копатель Николай Сергеев. Обычно среди находок кладоискателей — монеты, детали оружия, украшения, а также домашняя утварь вроде подков и топоров. Все это сбывается на черном рынке, куда посторонних не пускают, — за два дня, отведенных на написание статьи, показать это место автору не удалось уговорить ни одного копателя.
Распространяться о находках кладоискатели не любят — по закону они должны отдать клад государству и получить вознаграждение в размере 50 % от его оценочной стоимости. На черном рынке цены, разумеется, выше.
О том, что под ногами новосибирцев таятся не только мелкие серебряные монетки, но и богатства покрупнее, говорят эпизодические находки копателей и ученых-археологов. Так, в 2012 году житель Нижнего Багана Леонид Недашковский обнаружил на месте бывшей усадьбы клад — в тайнике, о котором мужчине рассказал его дед, оказалось большое количество серебряных монет. В селе Нижнекаменка Ордынского района 4 года назад был найден серебряный петровский рубль 1725 года — на черном рынке он стоит не меньше 1000 долл. А летом 2011 года археолог Вячеслав Молодин в экспедиции недалеко от села Венгерово нашел золотой перстень, украшенный зернью со вставкой, — его после изучения передали в музей.
Дарья Януш
Фото joebelanger (Essetials/iStock) (1), archaeology.nsc.ru (2)