Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский в рамках антикоммунистической риторики потребовал вернуть Новосибирску его «первичное» название — Ново-Николаевск. В первый раз переименование города случилось в 1926 году — тогда имя Новосибирск обошло 50 вариантов названия города в том числе Партизанопль, Краснокузнецк и Сибград. Судя по голосованию на НГС, 80 % новосибирцев против переименования, но корреспондент НГС.НОВОСТИ все-таки спросила у руководителей города и области и других уважаемых новосибирцев, как должен называться город.
Владимир Жириновский, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва, руководитель фракции ЛДПР: «Новосибирск — великолепный край. Переименовать надо! Что это за Новосибирск? Ново-Николаевск! Какой Новосибирск?! Кто дал право менять исторические названия? Нам бы хотелось, чтобы город получил первичное свое название».
Анатолий Локоть, мэр Новосибирска (через пресс-секретаря): «Самое подходящее название (для города) — это, конечно же, Новосибирск. Я хочу напомнить — в конце 1925 года, когда принималось решение о переименовании Новониколаевска, шли дискуссии на эту тему, и большинство жителей выбрали именно название Новосибирск. (По архивным материалам газеты «Советская Сибирь», название Новосибирск было выбрано из 50 вариантов, также там были, например, Партизанопль, Новокузнецк, Краснокузнецк, Сибград. Название Новосибирск предложил инженер Константин Тульчинский. Официально переименование города состоялось 12 февраля 1926 года и утверждено Постановлением ВЦИК СССР. — А.Н.). Переименовывать город совершенно ни к чему. С названием Новосибирск связаны славные страницы истории. Например, посещение города комиссаром народного просвещения РСФСР, академиком Анатолием Луначарским. Будучи восхищенным темпами развития, он назвал Новосибирск вторым Чикаго. Также именно Новосибирск внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрорастущий город-миллионник. Кроме того, мэр, как никто другой, — человек, которому жители доверили управление мегаполисом, знает, как дорого у нас любое переименование. В текущей экономической ситуации говорить об этом нецелесообразно».
Владимир Городецкий, губернатор Новосибирской области (через личного помощника): «К любому процессу переименования нужно подходить очень внимательно.
Мы очень внимательно изучаем мнение людей, даже если хотим переименовать какую-то улицу, какой-то объект городской инфраструктуры. Обязательно проходят заседания экспертных групп, проводятся опросы населения. Здесь тоже необходимо узнать позицию населения и сообразно ей действовать. Город со 125-летней историей так просто переименовать, исходя из чьей-то идеи, невозможно — надо обсуждать с населением».
Дмитрий Асанцев, председатель Совета депутатов: «Теоретически переименование города возможно, но только если предыдущее историческое название было широко известно в прошлом и настоящем. С инициативой может выступить Правительство РФ, Госдума, Законодательное собрание, любое юридическое или общественное объединение. Если инициатива пришла из субъекта федерации, то переименование идет за счет бюджета региона. Если из Госдумы — то за счет федерального бюджета.
Есть прецеденты в новой истории — Ленинград стал Санкт-Петербургом, Сталинград опять стал Волгоградом, я уже не говорю про малые населенные пункты, сменившие названия при советской власти.
Название Новониколаевск для нынешнего Новосибирска подходит, потому что исторически он так назывался, а был переименован в результате смены политического строя.
Придумывать какое-то новое название нецелесообразно. Далее идет вопрос вкусовых предпочтений — кому что больше нравится: вернуться к истории или остаться с тем названием, которое есть. Если бы, предположим, большинство выступило за первое название города, наверное, с точки зрения Совета депутатов препятствовать было бы неправильно. Но и в случае обратной ситуации — если люди будут говорить в большинстве: "Мы хотим оставаться Новосибирском", то как-то искусственно этот вопрос форсировать не нужно».
Николай Мочалин, депутат Законодательного собрания Новосибирской области: «Когда коту делать нечего — он лижет яйца. Вольфовичу делать есть что — впереди выборы. Не важно, что сказать, важно обратить на себя внимание. Как тогда "Татушки", две девочки, пели — хе… (плохо. — А.Н.), имиджмейкеры объявили их лесбиянками, и на них обратили внимание. Вольфович вот решил обратить внимание. Дай бог ему здоровья, но на такие вещи вообще обращать внимание не надо и писать о них не надо. В Новосибирске люди у него (Жириновского) нормальные идут, хотят стать депутатами, ЛДПР должна быть на слуху. Вольфович стареет. Надо сделать, а сделать ничего не может. Стареет парень».
Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии: «Всегда удивляло, почему к заявлениям Жириновского относятся так серьезно. Почему начинают комментировать этот бред? Владимир Вольфович известный провокатор, который выбрасывает в средства массовой информации какие-то абсолютно экстравагантные вещи… Никакого переименования быть не может. Новосибирск — прекрасное название, оно абсолютно не политизированное, когда бы оно ни принималось».
Андрей Шаповалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея: «Я считаю, переименовывать не надо ни в коем случае. Вы же историю знаете? Мы стали в 1925 году Новосибирском. Ну вот — сколько времени мы были Новониколаевском (с 1903 по 1926 год, около 22 лет. — А.Н.), а сколько Новосибирском? К тому же переименовываться — это очень дорого, экономически нецелесообразно. Нужно оставаться Новосибирском, что бы там ни нес Жириновский».
Анна Наумцева
Архивное фото