4 января, в середине ленивых новогодних каникул, Новосибирск взбудоражила история двоих детей, спасенных российскими дипломатами в Бишкеке из цыганского плена. За пару дней до праздника Аня и Тимофей вернулись на родину матери — в Новосибирск — и теперь отходят от шока и знакомятся с родственниками, которых не видели ни разу в жизни. Детей продал цыганам собственный отчим — перед этим он, подозревает следствие, задушил их мать веревкой. Жуткая история детей с благополучным концом, рассказ их спасителей и впечатления ребят от Новосибирска — в материале НГС.НОВОСТИ.
11 сентября 2015 года стало для 5-летнего Тимофея и 13-летней Ани из киргизского села Шалта черным днем. Умерла их мать — уроженка Новосибирской области 39-летняя Наталья Романенко. По данным посольства России в Республике Кыргызстан, смерть наступила «в результате сдавления органов шеи петлей», причем, «судя по ряду объективных данных», смерть была насильственной. Главный подозреваемый — сожитель Натальи. Вице-консул посольства Анастасия Антонова уточнила, что мужчина находится под следствием. Также дипломатам удалось выяснить, что до предполагаемого убийства отчим систематически избивал Наталью и детей.
Также, по оперативным данным посольства, новые владельцы детей пытались продать их за границу торговцам человеческими органами, но не успели. «В сентябре нам сначала позвонили, а потом пришли ко мне на прием соседи этих цыган, — вспоминает Анастасия Антонова. — Рассказали, что к ним прибежали дети и укрылись у них. Тут же им стали поступать угрозы. Попросили помочь, мы сразу же занялись этим случаем».
Забрав детей в посольство, дипломаты пришли в ужас — у 5-летнего Тимофея диагностировали тяжелую форму дистрофии. За время пребывания в посольстве, где его наконец начали нормально кормить, мальчик набрал около 7 кг. 24 декабря детям выдали российские паспорта, 25 декабря посольство направило письмо с просьбой о содействии на имя губернатора Новосибирской области, а утром 30 декабря дети уже прилетели в Новосибирск — город временно взял их под опеку и поселил в «Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
«[Они] были очень закрытые, — вспоминает замминистра социального развития Новосибирской области Ольга Потапова. — Но к 3 января уже чувствовали себя более комфортно — девочка сходила на каток, завела подружек. Мальчик начал разговаривать — первое время только кивал или качал головой. Они не помнят Новосибирск — девочка сильно удивлялась широким улицам, пока ехали из аэропорта».
Как рассказала Ольга Потапова, сейчас главная задача министерства — в минимальные сроки найти для Ани и Тимофея семью. 2 января дети впервые увидели новосибирских родственников: к ним приезжала тетя.
«За это время (к моменту 7 января. — М.В.) они (родственники. — М.В.) приезжали дважды. Мы сейчас организуем их совместный досуг — например, чтобы они вместе сходили в кино. Скоро приедет из Киргизии их совершеннолетний брат. Там у них тоже остались родственники. У девочки здесь есть отец, сейчас его ищут. Также девочка общалась с родственниками из Германии по телефону и по скайпу», — отметила Ольга Потапова. Пока чиновники занимаются поисками, Аня готовится пойти в 7-й класс в местную школу.
В министерстве также выясняют, при каких обстоятельствах Наталья Романенко переехала в Киргизию 10 лет назад. Известно лишь то, что она жила в одном из районов Новосибирской области, и на учете ни в одном из госорганов семья не состояла.
Киргизскому сожителю Натальи, если суд признает его виновным в убийстве, грозит суровое наказание. Статья № 97 «Убийство» УК Кыргызской Республики предполагает лишение свободы на срок от 8 лет.
Статья № 124 «Торговля людьми» в отношении малолетнего — еще от 15 до 20 лет с конфискацией имущества. При этом, исходя из официальных комментариев к кодексу, сроки подлежат «полному или частичному сложению». Правда, согласно местным законам, «по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров — более 30 лет».
Судя по федеральной статистике уголовных дел и международным отчетам, торговля детьми с целью изъятия органов в России — явление сравнительно редкое, или, по крайней мере, весьма редко обнаруживаемое. Тем не менее подобное случалось и в Новосибирской области. Напомним, что в декабре 2006 года городской суд Бердска приговорил местного жителя Дмитрия Оленева к 10 годам строгого режима за попытку продать двухлетнюю девочку как донора почки. Мужчина пригласил в гости свою знакомую из области, у которой от него была дочь. Напоив женщину, он выкрал ребенка и отправился на встречу с покупателями, где его уже ждали оперативники следственных органов. «Предприниматель» рассчитывал получить за девочку 4 тыс. долл.
Марк Волков
Фото depositphotos.com