В Новосибирск привезли 43-летнюю Сюзанну Губашеву, дипломированного социолога, которая 17 лет числилась в федеральном розыске и 15 лет — в международном. Женщину, обвиняемую в тяжких преступлениях, искали по всей Европе. Губашева меняла страны, документы, убегала из-под стражи. Наконец Интерпол смог задержать ее в Испании, и теперь Сюзанну экстрадировали в Россию. НГС.НОВОСТИ узнали, как тихая и спокойная выпускница НГУ оказалась в банде, которая в «лихих 90-х» занималась похищениями, вымогательством, разбоем и изнасилованиями.
29 июля конвой Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) доставил в Новосибирск уроженку города 43-летнюю Сюзанну Губашеву. После долгих лет разлуки с родиной женщину первым делом встретил следственный изолятор № 1. Как сообщили в областном управлении МВД, поиском Губашевой много лет занимались сотрудники новосибирского отделения российского бюро Интерпола.
«Губашева и соучастники преступлений совершили насильственные действия сексуального характера в отношении двух мужчин, фиксируя свои действия на фото- и видеокамеры», — уточняется в сообщении Генпрокуратуры РФ. Насилие происходило в квартире в Советском районе Новосибирска, у потерпевших вымогали крупную сумму — 21 тыс. долл. США. Жертвам угрожали убийством, обещали, что в случае невыплаты видеоматериалы со сценами изнасилования попадут в широкий доступ.
Под конец налетчики связали мужчин, забрали у них документы, похитили 3 тыс. руб., 200 долл. США, мобильный телефон и шапку из соболя.
Живые подробности этой истории, воспоминания свидетелей и жертв, информацию о судьбе сообщников за давностью лет получить не удалось. Адвокат с многолетним опытом Павел Яровой вспоминает, что в конце 90-х годов был вал подобных преступлений, людей похищали и насиловали, забирали деньги и ценности. «Это были распространенные преступления — похищения, вымогательство. ОПГ работали постоянно. Потому что было безвластие, слабая государственная власть, абсолютно беззубая и коррумпированная милиция. Плюс нищета людей. Молодые люди приходили, а как им получить много денег и сразу? У кого-то украсть, получить выкуп. Девочки хотели стать проститутками, мальчики рэкетирами. Сексуальное насилие тоже было, достаточно часто в те годы, сейчас намного реже, в разы», — рассказывает Яровой.
После преступления Сюзанна смогла скрыться, в 1998 году ее объявили в федеральный розыск. По информации Генеральной прокуратуры РФ, уже в мае 2001 года женщина оказалась в Швеции, выдавая себя за гражданку Греции. Через 5 лет она получила шведское гражданство, разумеется, под другим именем. Долгие 11 лет ей удалось «мирно» прожить без беспокойства со стороны правоохранительных органов. В 2012 году Сюзанна все-таки попала в поле зрения полицейских — ее идентифицировали по фото.
«Шведские полицейские представили коллегам из Интерпола фотографию, по которой женщина была опознана как Губашева. В дальнейшем шведское национальное бюро Интерпола получило информацию о нахождении разыскиваемой в Италии. 8 июня 2013 года она была задержана итальянскими полицейскими и помещена под домашний арест», — уточнили в региональном управлении МВД.
Губашева сбежала из-под ареста, выпрыгнув в окно, к этому времени Генпрокуратура уже подготовила запрос об ее выдаче в Россию. Еще год Сюзанне удалось провести на свободе:
она оформила документы на новое имя в Швеции, ее задерживали, но отпускали на территории Латвии (законы страны трактуют преступления 1997 года как с истекшим сроком давности). 1 сентября 2014 года Губашеву арестовали испанские полицейские. Запрос об экстрадиции был переоформлен к властям Испании, и в начале июля 2015 года женщину повезли на родину. По информации Генпрокуратуры, в Новосибирске Губашеву ждет ряд обвинений по тяжким преступлениям.
Обвинения Сюзанне Губашевой следователи намерены предъявить по целому списку статей УК: п. «а», «в», «г», «ж», «з» ч. 2 ст. 126 (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предметов, используемых в качестве оружия, в отношении двух лиц, из корыстных побуждений), ч. 2 ст. 162 (разбой, совершенный с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с угрозой применения такого насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве орудия), п. «б», «в» ч. 2 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера, с применением насилия и с угрозой его применения к потерпевшему, совершенные группой лиц по предварительному сговору, соединенные с угрозой убийством), п. «а», «в» ч. 2 ст. 163 (вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия) УК РФ.
Такой перечень «разбой-убийство-секснасилие» резко контрастирует с образом выпускника университета, получившего диплом социолога.
Сюзанна Губашева окончила НГУ в 1994 году, списки выпускников отделения социологии экономического факультета до сих пор доступны на университетском сайте. О Сюзанне ее однокурсницы говорят как о тихой спокойной студентке. «Мы с Сюзанной не дружили, мы учились в одной группе, у нас были обычные отношения. Я сама поражена, она была такая же, как и мы, ничего особенного за ней я не видела. Все было нормально, никаких проблем. У нас в группе все учились нормально, никакой двоечницей она не была. Диплом обычный, не красный», — рассказывает Анна Главацкая, проживающая сейчас в Павлодаре (Казахстан).
По самой «неоднозначной» статье обвинения в сексуальном насилии эксперты по уголовному праву отмечают, что женщина не может быть исполнителем «классического» изнасилования по ст. 131.
«Женщина исполнителем быть не может, статья сформулирована таким образом, что субъект преступления — это мужчина, а потенциальная жертва — это женщина. Изнасилование — это традиционный половой акт. В то же время женщина может быть пособником, организатором либо подстрекателем», — объясняет специалист по уголовному праву, адвокат Николай Потапов. Все то, что может сделать женщина, в том числе и с использованием каких-либо предметов, подпадает под ст. 132 (насильственные действия сексуального характера).
Несмотря на то что с момента преступления прошло 17 лет, срок давности по нему далеко не завершен, поскольку весь период поисков Губашевой с 1998 года не учитывается. «Срок давности тикал только год, остальное время она была в розыске, поэтому приостановлен срок давности. 10 лет по тяжким преступлениям», — резюмирует адвокат Николай Потапов.
Дмитрий Косенко
Фото depositphotos.com