NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

облачно, без осадков

ощущается как -7

5 м/c,

с-з.

753мм 65%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Город Кувалдой по вечности: история мозаичного панно на площади Калинина

Кувалдой по вечности: история мозаичного панно на площади Калинина

Ради американского кафе рабочие уничтожили мозаичное панно на площади Калинина — в нем было зашифровано бессмертие СССР

Новосибирские крупные мозаичные панно в основном созданы в 1970-е годы. «Как ни странно, у нас таких монументальных произведений меньше, чем в других советских городах», — замечает известный новосибирский художник Михаил Омбыш-Кузнецов.

Новосибирск лишился мозаичного панно площадью около полусотни квадратных метров. Член Союза художников Сергей Мосиенко, проходя по площади Калинина, заметил, что в достопримечательности районного значения — абстрактном панно напротив Дома проектных институтов — вначале пробили дверь для кафе сети «Кузина», а потом начали обдирать мозаику. Пока господин Мосиенко обращался к журналистам, в мэрию и в местный минкульт, от панно остался небольшой фрагмент. Защитник панно полагает: дело в том, что хозяевам кафе и рабочим вообще не пришло в голову, что перед ними произведение хотя и советского, но все-таки искусства. Во избежание подобных случаев корреспонденты НГС.НОВОСТИ подготовили краткий гид по новосибирской мозаике, которую наши советские предки создавали в расчете на то, что заказавшее ее государство просуществует тысячи лет, — но при этом подавали нам, потомкам, тайные знаки.

«Пропавшая мозаика на площади Калинина сделана в 1969–1970 годах, — рассказал Сергей Мосиенко. — Возможно, это наш известный художник Владимир Сокол и его мастерская, но, чтобы найти подтверждения, надо поднимать газеты того периода. В любом случае это штучная, ручная работа художника, а не ширпортреб…». Конкретного сюжета у мозаики не было. Это советская абстракция на тему науки, предполагает Мосиенко.
«…Мне говорили, что даже мэр приезжал на место и тоже был удручен, но работа уже утеряна, и сейчас главное — не обвинить кого-то, а сделать так, чтобы не было утеряно другое, чтобы чиновники работали», — продолжает господин Мосиенко.
Две самые известные новосибирские мозаики — «Покорители Оби» напротив ОбьГЭС (на фото) и «Письменность и печать» на здании издательства «Советская Сибирь» — сделаны в 1970-е годы художником Владимиром Соколом (1927–1990). Его же — витражи на станции метро «Речной вокзал».
Согласно городской легенде, в панно «Письменность и печать» на здании издательства «Советская Сибирь» спрятано «пасхальное яйцо» — красно-белый значок общества Рериха. Но официальных подтверждений, что так и задумывалось, нет.
Второй после Сокола видный монументалист, приложивший руку к Новосибирску, — Василий Кирьянов (1926–2012), автор мозаики «Труд» возле станции метро «Красный проспект». Его же мозаики в ДК «Строитель» и на фасадах Института клинической и экспериментальной медицины.
Мозаики известны человечеству как минимум 7 тыс. лет: они играют важную роль в культуре Древнего Рима, Византии, в исламском искусстве и средневековой Европе. В Россию изначально попали из Византии вместе с христианством, но им долго мешала развиваться дороговизна смальты (особого стекла, которое используется и в советских образцах). На фото — мозаика на фасаде ДК «Строитель».
Религиозные традиции в ликах строителей коммунизма, пришедшего на смену христианству и — как это бывает в таких случаях — заимствовавшего эффектные ходы, на советских панно разглядеть нетрудно. Считается, что двое из «Покорителей Оби» имеют реальные прототипы. Первый — монтажник Андрей Сердюков, один из погибших на строительстве ГЭС. Второй нарисован художником с водолаза Алиферия Мартынова, работавшего на ГЭС, когда панно создавалось (1970 год). Через несколько месяцев Мартынов также погиб на работе. И само панно напротив ГЭС некоторое время назад оказалось под угрозой разрушения от старости, но общественность успела его спасти.
«Понятно, что это не шедевры, не Лувр, но вот такие в нашем городе художники и вот такой след оставляют. Это наша история», — комментирует Сергей Мосиенко вопрос о художественной ценности новосибирских мозаик. На фото: Институт клинической и экспериментальной медицины в Нижней Ельцовке. Стены корпусов института Василий Кирьянов покрыл мозаичными панно в 1984 году, лица для аллегорических медиков и ученых позаимствовал из собственного семейного альбома.
Некоторые работы художников-монументалистов эпохи позднего СССР спрятаны внутри зданий. На фото: мозаика внутри бассейна на ул. Мусы Джалиля в Академгородке.
Пышечная на ул. Станиславского, по оценкам старожилов, появилась тут не позже 60-х годов, — с тех пор не менялась, превратившись в достопримечательность. Вряд ли авторы простенькой плиточной мозаики задумывались об этом, — но получилось похоже на кофейню где-нибудь в Стамбуле или Лиссабоне.
Самый массовый образец новосибирской мозаики — выложенные плитками торцы панельных девятиэтажек 1980-х годов. Обычно рисунки внутри микрорайона разные — так «коробки» можно хотя бы различить.
Эксперты из Союза художников в ответ на вопрос, почему в позднем СССР так полюбили мозаику, дружно отвечают, что дело в том, что это практически вечный материал («Если бы граждане не ломали», — добавляет Омбыш-Кузнецов). «Вечность» в дизайне и архитектуре — это индикатор политического строя; подразумевается, что вкусы, идеи и даже назначение зданий не изменятся через десятки, а может, и сотни лет. На фото: станция метро «Студенческая».
Именно отсутствие сейчас такой железобетонной уверенности в послезавтрашнем дне, по мнению экспертов, привело к тому, что мозаика вышла из моды. «Общественные здания серьезные не строятся, — замечает Омбыш-Кузнецов. — Да и вообще всё временное».
Фото Татьяны Кривенко (1, 4–6, 8–12), Сергея Мосиенко (2, 3), Славы Gelio Степанова (7, 13, 14)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления