NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

пасмурно, дождь

ощущается как +6

4 м/c,

ю-в.

747мм 82%
Подробнее
0 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Город «Если бы Янка узнала, она бы им тут устроила»

«Если бы Янка узнала, она бы им тут устроила»

Памятную доску Янке Дягилевой установили, несмотря на сопротивление мэрии, — друзья погибшей рок-певицы утверждают, что такая память ей не нужна

В прошлую субботу на доме новосибирской поэтессы и рок-певицы Янки Дягилевой наконец появилась многострадальная памятная доска. Инициативная группа поклонников целый год доказывала значимость певицы мэрии, чья комиссия сочла Янку недостаточно важной для культуры Новосибирска. Как удалось убедить чиновников и чем сибирские панки отличаются от остальных — в материале НГС.НОВОСТИ.

31 мая в Новосибирске установили мемориальную доску в честь панк-музыканта Янки Дягилевой. Около 70 человек пришли к деревянному домику по адресу ул. Ядринцевская, 61, в котором Яна прожила всю свою жизнь. Доску, изготовленную скульптором Павлом Слободчиковым, повесили на скошенный угол дома, с разрешения нынешних жильцов. На ней силуэт акустической гитары, надпись «В этом доме жила поэт и музыкант Яна Станиславовна Дягилева», годы жизни певицы — 1966–1991 — и строки из стихотворения Янки: «Будешь светлым лучом, рожденным в тени, или тенью, родившей луч?..».

Когда доска заняла свое место, под нее на фундамент дома возложили традиционные красные гвоздики и белую гитару со скромной веревкой вместо ремня.

Сначала инициатор акции Ольга Бугаева рассказала, что 50 тыс. руб. на установку собрали люди из России, Америки, Германии, Белоруссии и Украины, а потом выступил отец Яны Станислав Дягилев. «Сказать, что я рад и благодарен вам всем — это ничего не сказать, — говорит папа Яны. — Здорово, что вы, молодые, до сих пор храните память о ней. Видимо, она что-то сумела вам такое сказать, спеть».

Эпопея с установкой мемориальной доски началась весной 2013 года, тогда комиссия отказала поклонникам — дескать, дом будут сносить, сама Яна не стремилась к популярности и, возможно, «добровольно ушла из жизни». Как выразился тогдашний мэр Владимир Городецкий: «Устанавливать эту досочку увековечивания — нецелесообразно».

Ректор Новосибирской консерватории Константин Курленя заявил, в частности, что Янка не переступила «порог известности» и деятельность ее носила «сугубо локальный, поколенческий характер». Однако мэр призвал комиссию и поклонников искать компромисс, который был найден в январе. Поклонники сами ходили по кабинетам членов комиссии, показывали книги, стихи, записи Янки, письма от известных музыкантов, например, Бориса Гребенщикова, и убеждали чиновников в «нелокальности». «Как минимум один из них потом признал, что был неправ, — говорит г-жа Бугаева. — Очень помог и общественный резонанс после первого отказа».

Янка Дягилева 9 мая 1991 года ушла со своей дачи и не вернулась. Ее тело было найдено 17 мая в реке Иня. Точное время, место и обстоятельства смерти неизвестны. По официальной версии Яна утонула в результате несчастного случая, но не исключается и самоубийство, и нападение хулиганов. Янка была участником нескольких панк-групп и считается яркой представительницей сибирского андеграунда конца 1980-х годов.

Борис Гребенщиков ранее характеризовал жизнь Янки в Сибири как «деятельность сопротивления в эпоху нацистской оккупации». «Поэтому и песни были мрачнее и жестче. И ошеломляют до сих пор, как струя крови», — объяснял он.

Олег «Манагер» Судаков, бывший участник группы «Гражданская оборона», лидер группы «Родина», поэт и публицист, рассказал, что сибирский панк, или «сибирская волна», отличается от остального российского рока бьшим весом социально-метафизического подтекста. В музыке и текстах явно чувствуется русская народная интонация и одновременно печать индустриального мегаполиса — получается некий «городской фолк». «В нем не только панк-протест, но и желание разобраться, что нужно исправить, — говорит он, — и эдакий «комплекс патриотики» — кто ты есть на своей земле».

«Я не против того, что эту доску повесили, но это люди другого поколения, если хотят — пускай, — говорит Анна Владыкина, близкая подруга Яны Дягилевой, — я бы этого делать не стала, я и так про нее помню и знаю. Сама Яна, если бы узнала — она бы им тут устроила».

Анна рассказала, что ее мировоззрение со времен молодости все же не поменялось. «Да, появились обязательства, перед детьми, например, но в целом — все по-прежнему». С ней согласен и Олег Судаков. Мировоззрение сибирских панков со временем не изменилось. «Государство Россия не сильно отличается от СССР по отношениям народа и власти, методам подавления оппозиции и невысокому весу элиты для народа, и ее нерешительность — это все совдеп-2, — говорит поэт. — Олимпиады, присоединение Крыма — это советская стилистика. Был протест против таких методов в СССР, и он остается в России». Олег Судаков видит в сибирском панке «переплетение тех самых социально-метафизических смыслов, углубленность, эрудированность». Вот одна из песен:

ПРО ПАУЧКОВ

Пауки в банке

Глядят сквозь стены

Глазами мертвой стрекозы

Бегут по кругу

По краю криво занесло

Пауки в банке

Хотели выжить

Через отрезок пустоты

Увидеть солнце

Во рту толченое стекло

Пауки в банке

Искали дыры

Чтобы вскарабкаться наверх

Друг друга жрали

Хватали муху за крыло

Пауки в банке

Глядели в небо

До края было полчаса

Почти полсилы

А наше время истекло

Пауки в банке

Наше время истекло

Пауки в банке

По ветру в вечность

А наше время истекло

Пауки в банке

Наше время истекло

(1987)

Попытки корреспондента НГС.НОВОСТИ связаться с представителями «сибирской волны» 80-х, многие из которых уже давно «повесили ирокезы на гвоздь», наткнулись на глухую стену — друзья и соратники неохотно выходят на публику. Возможно, уважают позицию самой Яны, которая не давала интервью, говоря, что «те, кому нужно, сами разберутся, кто я и зачем все это…», а может, не хотят, чтобы чужаки залапали светлую память о друге. «Я вам не говорящая палочка», «а вы так и напишите: закобенился и ничего не сказал», «ни с кем, тем более с журналистами, говорить не буду» — типичные ответы. «Поймите, это очень интимное, личное, — говорит Валерий Григорьев, организатор фестиваля «Янкин день», — им это не надо».

Некоторых из друзей и соратников Янки по «сибирской волне» тоже уже нет в живых — Игорь «Егор» Летов умер в 2008 году от остановки сердца, Вадим Кузьмин из «Черного Лукича» скончался в 2012 году от тромбоэмболии. Однако те, кто остался, так или иначе продолжают заниматься творчеством, как, например, Олег Судаков. Константин «Кузя УО» Рябинов из «Гражданской обороны» — действующий музыкант, как и Николай «Ник Рок-н-Ролл» Кунцевич, группа «Инструкция по выживанию» записала последний альбом в 2014 году, а новосибирская группа «Путти» активно выступает по сей день, ее лидер Александр Чиркин работает художником-оформителем — его работы можно увидеть в магазинах, детских садах или кафе (например «Буфет № 1» или «Уголок Святого Патрика»).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления