Город Су-34: хроника ликующего бомбардировщика

Су-34: хроника ликующего бомбардировщика

НАПО сверх плана выпускает два боевых самолета — они лучшие в России, разгоняются до 1900 км/ч и ст&#243ят как развязка на Южной площади

Новосибирский завод перевыполнит план по снабжению ВВС самым современным фронтовым бомбардировщиком Су-34. Это результат крупных денежных вливаний в оборонную промышленность. Сможет ли военно-промышленный комплекс спасти экономику Новосибирска от застоя, стоит ли идти работать на оборонные предприятия и с кем конкурирует новосибирский бомбардировщик, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Справка: Самолет Су-34 (изделие «Т-10В») — тактический фронтовой двухместный бомбардировщик. Сверхзвуковой бронепалубный крейсер, предназначенный для маловысотных рейдов на позиции противника. Получил кодовое обозначение НАТО Fullback («Защитник»).

Защитников в российских ВВС в этом году станет на 18 больше. В прошлом году войска получили 14 машин Су-34, в этом по плану должно было поступить 16, но НАПО им. Чкалова решило план перевыполнить и обещает поставить военным 2 самолета сверх плана. В 2015 году из цехов завода выйдет уже 20 новых Су-34, а всего по контракту, который был подписан в марте 2012 года, чкаловцы поставят для ВВС России 92 таких самолета до конца 2020-го. В перспективе предполагают поставить на боевое дежурство еще 150–200 таких самолетов.

Это уже второй контракт на поставки Су-34 для нужд ВВС. По первому соглашению от 2008 новосибирский завод уже отдал военным 32 самолета.

Планово идут закупки самолетов, в том числе и с учетом возможностей завода по производству дополнительной техники в рамках гособоронзаказа», — поясняет главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

На экспорт Су-34 поставляться будут. Об этом еще в 2006 году заявлял Владимир Михайлов, в то время главнокомандующий ВВС России. Но за рубеж Су-34 отправятся только после того, как в российских ВВС будет сформировано их первое ударное соединение. Игорь Коротченко подтвердил, что у самолета есть паспорт экспертного облика и он может поставляться за рубеж, но зарубежных контрактов пока нет, и ставка делается на оснащение российских ВВС этой техникой.

Су-34 разработан на основе истребителя Су-27. Он предназначен для высокоточных ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, в любое время суток и в любых погодных условиях. Су-34 должен заменить в ВВС устаревший фронтовой бомбардировщик — Су-24. При этом разработка нового самолета началась еще в конце 80-х годов прошлого века. Первый серийный самолет взлетел в декабре 1993 года. Затем темпы были снижены, и первый этап испытаний завершился только в 2006-м году (тогда же он начал поступать в войска).

От своего предшественника Су-24 новый Су-34 отличается кардинально. У него выше скорость на больших высотах — 1900 км/ч по сравнению с 1700 км/ч. Практический потолок вырос с 11500 м до 15000 м. Боевой радиус у Су-24 — 560 км, а у Су-34 в 2 раза больше. Точек подвески для различного ракетного и бомбового вооружения у Су-24 — 8, а у Су-34 уже 12, и он может нести в том числе и ядерное оружие. Су-34 оснащен большим количеством новейшей электроники, например, у него есть дополнительная РЛС.

Когда самолет начал поступать в ВВС, то эксперты сравнивали его с одной из самых успешных американских разработок — самолетом F15E Strike Eagle.

По данным авиационной энциклопедии «Уголок неба», в середине 1990-х годов экспортная стоимость одного F-15E оценивалась в 45 млн долл. В пересчете на сегодняшний курс рубля, даже без учета инфляции, это составит более 1,6 млрд руб. Цена одного Су-34 составляет около 1 млрд руб, говорил в 2006 году Сергей Иванов, на тот момент глава Минобороны. Это немногим вдвое меньше стоимости, к примеру, развязки на Южной площади в Новосибирске.

В 2012 году военный эксперт журнала «Военное обозрение» Олег Капцов, сравнивая две машины, говорил: «Американский F-15E — удачный экспромт на основе серийного истребителя. На самолете подверглись изменению только ключевые элементы — его авионика и вооружение. Российский фронтовой бомбардировщик создан в результате глобального переосмысления истребителя Су-27. Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть, любой элемент конструкции Су-34 представляет собой совершенно новую деталь. Единственное убедительное преимущество «Страйк-Игл» — его огромный боевой опыт. Но, несмотря на все долгие рассуждения, истина вполне очевидна — оказавшись на месте летчика, любой из нас предпочел бы бронированную кабину Су-34».

В 2014 году Игорь Коротченко считает сравнение этих машин не совсем правильным: «F15E — это все-таки многофункциональный истребитель, а Су-34 изначально проектировался как фронтовой бомбардировщик для выполнения дальних миссий, в том числе и с возможностью дозаправки в воздухе».

Однако Су-34 тоже получили боевое крещение. Они принимали участие в войне в Грузии в 2008 году и зарекомендовали себя с самой хорошей стороны, рассказал Игорь Коротченко. По неподтвержденным официально данным, именно Су-34 наносили удары по наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125.

Су-34 уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.

Число рабочих мест на НАПО, по информации от заместителя генерального директора по кадрам НАПО им. Чкалова Михаила Остроушенко, в 2014 году увеличилось на 400 позиций. Минимум столько же рабочих мест завод откроет в 2015 году. Средняя зарплата на НАПО сегодня колеблется в пределах 32–34 тыс. руб.

«Оборонка» стала отраслью, которая защитит Новосибирск в период замедления роста экономики, считает депутат горсовета Александр Люлько.

Если «гражданский» сектор показывает почти нулевой рост, то экономика оборонных предприятий Новосибирска за год выросла более чем на 30 %. Хорошие заказы последние годы получили «НЭВЗ Керамикс» (производит бронекерамику), завод им. Коминтерна (радиолокационные станции обнаружения для ЗРК С300 и С400), завод полупроводниковых приборов (микроэлектроника) и др. Цифры подтверждали и в областном правительстве. «В прошедшем году высокие темпы роста производства отмечены на Новосибирском патронном заводе — 189 %, в филиале ОАО «Компания Сухой» «НАЗ имени В.П. Чкалова» — 171 %, ОАО «Институт прикладной физики» — 130 %, ФКП «Анозит» — 128 %, ОАО «Новосибирский приборостроительный завод»— 127 %», — заявил в феврале 2014 года глава областного минпрома Сергей Сёмка.

НАПО им. Чкалова держит в секрете информацию, смогут ли новосибирцы увидеть Су-34 в небе над городом во время, например, испытательных полетов. Последний раз его публичная демонстрация над городом состоялась во время парада на День Победы в 2013 году.

Сергей Щербаков

Фото Ильнара Салахиева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
250
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«На капоте двойной окрас, на месте логотипа — шпатлевка»: сибирячка купила нового «китайца» в салоне — машина оказалась битой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления