Последствия взрыва на заводе боеприпасов, который прогремел вечером 7 мая в Искитиме, ликвидируют до сих пор — по одной из версий, причиной ЧП стало смешение двух взрывоопасных смесей. Погибли 3 человека, еще 9 спаслись, потому что находились в другом помещении. На месте уже вторые сутки разбирают завалы, а следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах». О том, что произошло на заводе искусственного волокна, что там производили и могла ли стать причиной взрыва усталость рабочих — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Хлоп, заставивший громко звякнуть оконные рамы, жители Искитима услышали в среду вечером, около 20:35. На южной окраине города — там, где размещается Искитимский завод искусственного волокна — в небо поднялось немалого размера облако дыма с пылью. Взрыв произошел в заводском цехе № 8, где производили взрывчатку для промышленности и Минобороны.
«Произошло обрушение части конструкций, площадь разрушения около 500 «квадратов». Просчитать точнее сложно из-за сложной конструкции [здания]», — заявил спустя 3 часа после взрыва на месте происшествия начальник ГУ МЧС по НСО Анатолий Кузнецов. Цех буквально сложился внутрь себя, однако ни соседние здания, ни жилые дома в округе не пострадали. Их частично защитила «обваловка» — спецсооружения, которые гасят взрывную волну.
По данным Следственного комитета РФ, при взрыве погибли 3 человека, еще 9 выжили — их состояние ни в одном ведомстве, работающем на месте происшествия, уточнить не удалось. Предположительно, они находились в другом помещении и не пострадали совсем. По данным УМЧС по НСО, первыми на месте через 3 минуты после взрыва были спасатели из расположенного на заводе подразделения пожарной охраны. Уже через час на месте сосредоточили около 150 человек личного состава и 24 единицы техники — не считая сотрудников следствия и ФСБ, которые выясняют причину случившегося.
Первой обнаружили убитую взрывом Марину Альканову. Как рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ знакомая погибших, к утру 8 мая из-под завалов извлекли тело второго рабочего, Дмитрия Прохина. Тело третьего — Никиты Акимова — искали весь четверг. Все трое работали на заводе недавно.
«Ночью разбор завалов прекратили, потому что была угроза повторных взрывов. Тут до сих пор параллельно с нами работают взрывотехники», — сообщил в обед четверга один из спасателей, принимавший участие в ликвидации последствий. Утром разбор завалов продолжился силами МЧС и работников завода с других цехов.
Позднее на официальном сайте ведомства появилась предварительная версия, по которой «взрыв произошел в результате смешения взрывоопасных смесей». В местном Управлении МЧС говорить на эту тему отказались, а глава управления Анатолий Кузнецов еще ночью на месте происшествия заявил, что создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии. «Может быть что угодно — от нарушения технологического процесса до нарушения техники безопасности. Причины могут быть всевозможными», — отметил он.
Новосибирский завод искусственного волокна (НЗИВ) начали строить на окраине Искитима в середине 1960-х годов, в 1970-м на производстве освоили снаряжение инженерных боеприпасов и сборку реактивных двигателей. В 1974 году на заводе начали собирать и снаряжать взрывчаткой реактивные снаряды залпового огня системы «Град».
На сегодняшний день это предприятие, которое входит в госкорпорацию «Ростехнологии» и специализируется на производстве боеприпасов — авиационных бомб, торпед и реактивных снарядов «Ураган» и «Смерч».
Благодаря технологиям двойного назначения в цехах, соседствующих с взрывоопасным производством, производят пластмассовые бытовые предметы вроде ведер и чашек, мебель, гладильные доски и прочие товары для «гражданки». Однако основной профиль все же взрывчатка — кроме Минобороны ее на НЗИВе заказывают, например, горнодобывающие предприятия и сейсморазведчики. Нынешнее ЧП не первое в истории завода: 2 декабря 2008 года 23-летний сборщик Александр Авдеев погиб, когда собирал в цехе № 9 детонатор. Тогда взрыв убил рабочего и ранил с десяток его коллег.
«Людей заставляют, чтобы вкалывали по 12 часов в три смены — до 7 утра. Сам лично так работал. Гонка идет, людей торопят — давайте быстрее, чтобы раньше срока выполнить заказ. Естественно, техника безопасности [страдает] и износ оборудования очень сильный. Каждый день ходишь и вот этого (взрыва. — А.А.) боишься», — рассказал на условиях анонимности один из бывших работников завода. Молодежь, по его словам, идет на завод, чтобы «выработать вредность» — уйти на пенсию раньше срока.
Наутро после взрыва издание «Бердск-онлайн» сообщило, что рабочие завода трудились допоздна, выполняя поступивший от Министерства обороны РФ заказ.
Заместитель генерального директора по производству ОАО «НЗИВ» Гульшат Зарипова эту информацию опровергла. «Это была вторая смена. Они работали в нормальном режиме — никуда не бежали. Никаких спецзаявок, как кто-то уже с Крымом связал, не было. Это был нормальный рабочий режим. Конечно, это был оборонный заказ, мы же завод-то такой. Но он как шел, так и шел», — заявила собеседница.
Разбор завалов на месте происшествия продолжался весь четверг — уточнить сроки, когда закончатся работы, корреспонденту НГС.НОВОСТИ не удалось, равно как и выяснить, сколько времени и средств потребуется на восстановление разрушенного цеха. Территория завода оцеплена — о том, что происходит внутри этого кольца, практически неизвестно: родственница одного из работников завода рассказала, что на территории глушат всю мобильную связь, а за ее пределами заводчане говорить не решаются, опасаясь «прослушки». Остальные жители Искитима к произошедшему отнеслись на удивление спокойно:
«В городе паники нет, ее и сразу после взрыва не было. Даже те, кто живет прямо у завода — знают, что там на случай взрыва есть гасители волны. Да и не первый раз такое — привыкли», — рассказал НГС.НОВОСТИ Вадим А., живущий в 500 м от завода. В Управлении МЧС по Новосибирской области еще утром 8 мая подтвердили — угрозы для населения Искитима нет.
Александр Агафонов
Фото thinkstockphotos.com