Новосибирец покончил с собой из-за просроченных долгов по кредиту. В полиции предполагают, что он сбросился с Димитровского моста и захлебнулся. Сильным течением мужчину затащило под баржу, и достать тело смогли только на следующий день. Что произошло в тот день на реке, почему погибший решил убить себя и как можно остановить человека, решившего покончить с собой, — читайте в материале НГС.НОВОСТИ.
19 ноября сотрудники полиции вытащили из Оби утонувшего Сергея С. (имя изменено. — Н.Г.). 40-летний мужчина, предположительно, спрыгнул с моста днем ранее. События развивались следующим образом. 18 ноября около 15:50 в полицию поступило сообщение от рыбаков, что в районе Димитровского моста по Оби ближе к правому берегу плывет человек. Свидетели утверждают, что в тот момент он был еще жив — махал рукой. На место происшествия на катере выдвинулись сотрудники полиции на транспорте. Примерно через 10 минут они обнаружили мужчину в реке, в районе ул. Саратовской — его успело отнести примерно на 1,5 км вниз по течению. «Наши сотрудники пытались спасти мужчину своими силами, надеялись, что он все еще жив, — рассказывает Тимур Курбангалеев, руководитель пресс-службы УВД на транспорте. — Но там течение, и его уже начало затягивать под плавсредство». В результате мужчина скрылся под большой баржей, стоящей на приколе, застрял под ее дном и там, вероятно, утонул. Полицейские оставили на месте происшествия дежурного, который до утра следующего дня следил: не вынесет ли тело течением.
рассказывает начальник линейного отдела МВД России в порту г. Новосибирска Эдуард Варакин, — водолазы попытались его достать, но не смогли». Ближе к полудню на помощь полиции пришел речной толкатель — большое судно, использующееся для толкания барж. «Он подошел кормой, зацепился за баржу, включил передний ход, и вода под большим напором вымыла из-под дна тело», — пояснил г-н Варакин.
При себе у погибшего оказались документы, но это обнаружилось лишь на следующий день. Личность самоубийцы удалось установить сразу — благодаря выловленной из воды очевидцами происшествия сумочке. В ней были визитки и телефон Сергея — SIM-карта не пострадала в воде, и полиции удалось связаться с родственниками погибшего.
В следственном комитете подтвердили, что Сергей уже неоднократно высказывал ранее намерения покончить жизнь самоубийством. В тот день, по данным полиции, он прямо сказал своей матери, что его все достало и что он пошел прыгать с Коммунального моста. Со слов матери, в последние два дня ему активно звонили представители коллекторского агентства и требовали отплатить долг по кредиту; звонки с предупреждениями поступали и самой матери, и беременной сестре Сергея. Должник обещал рассчитаться в ближайшее время, он только недавно нашел работу риэлтора, но представителей агентства это не устраивало — они требовали немедленного погашения.
«Скорее, он прыгнул с Димитровского, — предполагает Эдуард Варакин, — вода была холодная — не больше 4 градусов, он бы не доплыл живым до того места, где его увидели». При прыжке с моста до удара о ледяную воду Сергей пролетел около 30 м.
Знакомые Сергея рассказали, что причины произошедшего могут быть не только в деньгах — около года назад погибший разошелся со своей гражданской женой и вернулся жить к матери. «Может, все на человека навалилось, — предполагает Ирина, знакомая погибшего, — и расставание с любимой, пусть детей у них не было, и долги. Он не делился своими проблемами, все в себе держал». Те, кто знал Сергея, отзываются о нем как о порядочном, тихом и неконфликтном человеке.
Психологи рассказали, что, несмотря на тяжелое состояние человека, решившегося на суицид, остановить его было возможно. «Он погружен в неверие, боль отчаяния и пустоты слишком сильна, — говорит психолог Ольга Хегай. — Считает, что его проблемы никому не нужны, что он не в состоянии их решить и даже не может никому об этом сказать, ведь часто от них даже близкие отворачиваются».
Чтобы остановить такого человека, нужно привлечь его внимание. «Можно просто сказать: «Эй, что вы делаете?», «Подождите», «Я хочу с вами поговорить, остановитесь», — говорит Ольга, — и поговорить, уделить человеку столько времени, сколько ему нужно».
Ольга рассказала, что, по сравнению с мировой практикой, у нас не так много подобных случаев — чаще люди совершают суицид тихо, дома, о чем никто и не знает. Единственный подобный случай был в прошлом году, тогда 39-летний мужчина повесился в Заельцовском парке — и также из-за финансовых затруднений. По мнению Ольги, на 80 % в подобном виноваты бесконечные звонки с напоминаниями о долгах — они просто доламывают человека.
По данным Национального бюро кредитных историй, НСО входит в пятерку российских регионов по уровню закредитованности местных жителей: из каждой тысячи граждан, зарегистрированных в НСО, кредиты в этом году брали 443 человека. Просроченная задолженность по НСО в этом году выросла на 42 % по сравнению с предыдущим.
Эксперты назвали две причины столь высоких показателей. «Первая причина — экономическая: у нас низкая финансовая грамотность населения, — считает Евгений Валуйских, директор филиала БКС Премьер в Новосибирске. — Это в том числе объясняет взрывной рост компаний, занимающихся экспресс-кредитованием. Вторая — психологическая: люди получили доступ к деньгам и хотят жить «на широкую ногу», но не умеют просчитывать последствия».
Никита Гиевский
Фото Сергея Ляшко