Во вторник, 27 августа, на территории производственной компании «Приз» в строящемся здании обрушилось бетонное перекрытие — под завалами оказались двое рабочих. Это уже не первый случай в Новосибирске, когда из-за нарушений техники безопасности риску подвергаются жизни людей. НГС.НОВОСТИ попытались узнать, кто виноват в произошедшем, какие нарушения привели к трагедии и стоит ли ждать новых обрушений в Новосибирске.
27 августа около 16:10 в строящемся здании по адресу ул. Ватутина, 99 обрушилось бетонное перекрытие между вторым и недостроенным третьим этажами. В пресс-службе ГУ МЧС по НСО сообщили, что бригада из восьми строителей проводила монтаж опалубки перекрытий третьего этажа. При монтаже произошло обрушение, в результате которого двое рабочих попали под завал. Остальные рабочие не пострадали. «Пострадавшие двое мужчин 1989 и 1992 годов рождения, были извлечены из под завалов и переданы сотрудникам скорой помощи.
Впоследствии пострадавшие в состоянии средней степени тяжести были госпитализированы в медицинские учреждения: первый пострадавший в Городскую клиническую больницу № 34, а второй — в Государственную Новосибирскую областную клиническую больницу», — говорится в сообщении.
В полиции рассказали, что на месте происшествия работала следственно-оперативная группа полиции Кировского района: «Причиной обрушения, по предварительным данным, стало нарушение техники безопасности во время заливки пола бетоном. По данному факту проводится проверка».
Разрушенное здание, слева от «МЕГИ», видно издалека — вокруг, собственно, и нет других строящихся зданий. Если не считать недостроенной мечети, сдающейся, самое позднее, в начале следующего года, но перепутать эти две новостройки сложно. Производственный корпус предприятия «Приз», занимающегося производством и реализацией одежды, весь ощетинился арматурными сетками, на полу второго этажа лежат груды обломков, а в потолке зияет огромная дыра (по данным МЧС — 36 кв. м). На строительной площадке на следующий день после происшествия ни души — все работы временно приостановлены, лишь тревожно трещат на ветру ограждения из красно-белой ленты. «Нет-нет, куда? Без начальства вас не пущу! — встречает на проходной охранник, — они уехали в администрацию по этому как раз вопросу. Да там с ребятами пострадавшими все в порядке, больше боялись».
О технологии процедуры опалубки рассказывает Николай Мочалин, директор завода ЖБИ-4, депутат Законодательного собрания: «Если без подробностей — выставляются опоры, количество которых зависит от площади опалубки. Устанавливается несущая часть, укладывается арматура, а после этого укладывается бетон, в зависимости от несущей способности опалубки». Депутат отметил, что процедура несложная и квалифицированные работники с ней справятся легко.
Между тем, это не первое обрушение перекрытий в Новосибирске: в ноябре 2007 года при заливке бетона в опалубку с пятиметровой высоты рухнули межэтажные перекрытия строящейся секции гипермаркета «Большая Медведица».
Тогда подрядчик не обеспечил выполнения требований технологической документации, а также надлежащего контроля за качеством выполняемых работ, и в итоге произошла «потеря устойчивости стоек». В результате троих рабочих госпитализировали с различными переломами.
В августе 2008 года перекрытия обрушились в строящемся торгово-развлекательном центре «Голден Парк» на площади 200 кв. м. Под завалами тогда оказались сразу 6 китайских рабочих — 4 из них погибли, а еще 2 были госпитализированы в крайне тяжелом состоянии. И опять трагедия произошла при заливке металлоконструкций бетоном. Виновником был объявлен китайский прораб Чжао Хунхуа, скрывшийся от правосудия, по-видимому на родине, и до сих пор числящийся в розыске.
«Первая мысль, которая приходит в голову, — рано сняли опалубку, до того как бетон набрал прочность, или не выдержали стойки под опалубку, которые, скорее всего, никто не просчитывал, — размышляет о причинах произошедшего Грант Цатурян, главный конструктор ОАО «ПИ «Новосибгражданпроект». —
Хотя, может, некачественно ухаживали за бетоном — не поливали вовремя. Или сказалось качество бетонной смеси». Специалист рассказал, что порой рабочие опираются не на проект, а на собственный опыт, что ведет к ошибкам. Еще одной проблемой господин Цатурян называет недостаточный опыт некоторых специалистов: «У нас из-за дефицита кадров бывает, что трое вчерашних выпускников строят ответственные объекты: один проектирует, второй строит, третий осуществляет технический надзор».
«Я сочувствую пострадавшим, но это обыкновенное дело, — говорит Николай Мочалин. — У нас все считают, что разбираются в футболе и уж тем более в стройке. Сегодня любой может прийти, ничего не умея, сказать: «Я прораб» и строить». Причина, считает господин Мочалин, — в отсутствии надлежащего государственного контроля, из-за этого стройматериалы и сами дома не всегда соответствуют стандартам.
Грант Цатурян рассказал, что в нормах проектирования заложены большие запасы, и резкие обрушения возможны только в случае грубых нарушений при эксплуатации. «Подобное обрушение может случиться на начальном этапе строительства. Если здание отстояло 2–3 месяца, ничего там не порушилось, не потрескалось, вряд ли произойдет такое резкое обрушение без внешнего воздействия», — говорит специалист.
Никита Гиевский
Фото автора