Власти разрешили новосибирцам не пускать детей в школу в 25-градусные морозы. Новосибирские врачи уверены, что пребывание на морозе может нанести вред здоровью школьников, и советуют родителям прислушаться к рекомендациям чиновников. Взрослые горожане и сами рады бы не ходить на работу в морозы: в территориальном профсоюзе менеджеров обсуждают возможность работы на дому для тех сотрудников, присутствие которых в офисах компаний не обязательно. Для кого зима — повод сидеть дома, а кому морозы по колено, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Сильные декабрьские морозы дали новосибирским школьникам возможность не ходить на занятия. «Решение о посещении учреждений образования родители принимают самостоятельно, — заявила в понедельник, 10 декабря, ведущий специалист управления образования мэрии Марина Фомичева. — Дошкольники и учащиеся начальной школы получают на это право при понижении температуры до –25 градусов. Учащиеся среднего и старшего звена при температуре
градусов тоже имеют такое право».
«У нас в школе очень тепло, многих школьников привозят на машинах, — рассказывает директор школы № 12 Наталья Конева. — Я с утра первым делом обошла классы: «началка» ходит, 11-классники ходят, в среднем звене отсутствуют по 3–4 человека в классе.
Сейчас закончатся уроки, и классные руководители обзвонят родителей и спросят, по какой причине не пришел ребенок. Если будет очень много пропущено, то будем учиться на каникулах, чтобы провести учебную программу». Г-жа Конева утверждает, что школьники знают о своем праве не ходить в школу, а также о том, что в случае массового непосещения занятий они могут остаться без каникул: «Мы всё это вывесили, все могут ознакомиться. Я подчеркнула отдельно, что мы на каникулах можем учиться. Это подстегивает».
В школах на окраинах города детей, пропускающих занятия, больше — в 41-й школе на Затулинке, по словам директора Ольги Шнейдер, из 800 школьников сейчас отсутствует каждый пятый.
В мэрии подчеркивают, что централизованного закрытия школ из-за морозов в Новосибирске не будет и занятия состоятся, даже если в класс придет всего один ученик.
Врач-педиатр клиники ЦНМТ Оксана Гусева считает, что рекомендации мэрии и правительства вполне обоснованы. «При низких температурах, начиная от –25 градусов, пребывание на улице может быть вредным для детей, — говорит доктор Гусева. — Особенно это касается учеников младшей школы. Они после занятий могут заиграться на улице, на горке, простыть, обморозиться. Большой разницы между –24 и –25, конечно, нет, но определенный нормативный показатель, на который родители могли бы сориентироваться, конечно, нужен. За старших школьников так переживать уже не стоит — взрослые люди. Они прекрасно чувствуют, когда начинают замерзать».
Мнение коллеги разделяет главный пульмонолог Новосибирска Людмила Можина. По ее словам, кроме холодного воздуха, зимой новосибирцы вдыхают больше сажи, диоксида азота и двуокиси серы. «Людям, подверженным заболеваниям верхних и нижних дыхательных путей, следует до минимума сократить пребывание на открытом воздухе, — утверждает эксперт. — Здоровым взрослым также не рекомендуется совершать длительные прогулки, но и отказываться от них совсем тоже не стоит.
Дети в морозы не должны проводить на улице больше 10–15 минут. Для взрослых таких ограничений нет. Общая рекомендация для всех находящихся на улице длительное время — дышать через нос, не нужно дышать ртом, это неправильно».
В Государственной трудовой инспекции со ссылкой на ТК РФ говорят, что те, кто работает на улице и в неотапливаемых помещениях в холода, через каждые два часа имеют право на отдых. «В методических рекомендациях по режиму труда прописано, сколько длится время работы тех, кто работает на улице, — объяснили нам в ведомстве. — Так, при температуре –33 градуса и сильном ветре рекомендуется через каждые полчаса организовывать перерыв на отдых. Работодатель не обязан выполнять эти рекомендации».
В строительных и управляющих компаниях нам объяснили, что при сильных морозах работы на улице практически не ведутся: потом можно разориться на больничных. «Например, дворники сейчас «переброшены» на уборку подвалов, — говорит первый заместитель гендиректора УК «СПАС-Дом» Олег Харланов. — Работы на крышах и вышках сейчас запрещены». Глава первичной ячейки профсоюза полка ДПС ГИБДД ГУВД по НСО Павел Алексеев добавляет, что сотрудники ГАИ вовсе не против работать в морозы: «Машин в это время немного, форма одежды позволяет легко выдерживать морозы».
Екатерина Семенова, юрист Новосибирского территориального профсоюза менеджеров, инженеров и квалифицированных специалистов, считает, что борьба за право не выходить на работу в холода для офисных работников сейчас не актуальна. «Не работать в мороз — незаконно, — говорит она. — И борьба за это право не актуальна. Нам бы побороть невыплату сверхурочных и 16–18-часовой рабочий день в офисах. Кстати, в мороз некоторые работодатели, особенно если это небольшая компания, вводят режим «хоум-офис», это позитивная практика, такого должно быть больше».
Кирилл Маковеев
Фото Стаса Соколова (1, 3), Натальи Еговкиной (2)