Жарким летом сазаны и карпы разрослись до гигантских двухкилограммовых особей, об этом рассказал на прошлой неделе на встрече с журналистами глава департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Юрий Марченко. Но другие виды рыб от жары и маловодья наоборот потеряли в численности — и их ряды поредеют зимой еще больше. Между тем, областные власти уже три года борются за то, чтобы рыбы размножались активнее, хотя врачи-гастроэнтерологи не рекомендуют своим пациентам покупать речную рыбу вообще.
В последние несколько лет в НСО пытаются возродить рыболовство в особо крупных размерах и увеличить размеры популяции рыб, для чего принята специальная целевая программа. В этом году в водоемы области выпущен 91 млн мальков, а для лещей и окуней Новосибирского водохранилища установлено 70 тыс. искусственных нерестилищ. Рыбы от искусственных мер действительно прибывает.
Николай Денисов, начальник отдела водных биологических ресурсов департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, сообщает, что по прогнозам, улов товарной рыбы в этом году будет не меньше, чем в предыдущем.
«Предполагалось исходя из количества выпущенного рыбопосадочного материала, что ее будет гораздо больше, чем в прошлом году, но из-за жаркого лета это не оправдалось, — поясняет господин Денисов. — Но нельзя сказать, что нынешнее лето неудачное для рыбоводства, разные виды рыбы чувствуют себя по-разному. Например, это лето было неудачным для пеляди, которая любит прохладу, зато очень хорошим для карпов и сазанов. В прошлом году было наоборот».
Главные спонсоры рыбьего размножения — областной бюджет, организации, занимающиеся промышленным рыболовством и товарным рыбоводством, а также организации, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и должны это компенсировать.
Коммерческие же организации, занимающиеся зарыблением водоемов, сами получают частичную компенсацию из бюджета области. «Цель вложений бюджета в воспроизводство рыбы — и поддержание экологического баланса, и восстановление рыбных ресурсов, потому что емкость наших водоемов недоиспользуется, — продолжает Николай Денисов.
— В этом году запланировано около 21 млн руб. на господдержку рыбопитомников и рыбохозяйственных организаций, осуществивших и осуществляющих зарыбление водоемов.
Вероятно, неменьшие средства вложат организации, занимающиеся промышленным рыболовством и оказывающие негативное влияние на среду. Например, ГЭС или добытчики песка и гравия».
Главные зоны рыболовства в промышленных масштабах в НСО, по словам господина Денисова, — Обское водохранилище, озеро Сартлан и озеро Чаны.
На Чанах — тралами и зимними неводами — ловят сазана, судака, окуня, язя, карася и так далее. По словам Николая Капитонова, директора Купинского рыбокомбината (его продукция продается под маркой «Камшат»), лов на Чанах в этом году хороший: «Но нам хорошо — а озеру плохо. Потому что из-за малоснежной зимы воды в этом году очень мало, уже второй год. Это значит, что зимой в промерзшем озере погибнет много рыбы».
«На Чанах работает крупная организация «Рыбхоз» — она занимает 80 % площади, но осваивают их очень слабо, не вырабатывая квоту. Почему? Госпредприятие! — описывает устройство рыбного бизнеса на самом привлекательном для товарного лова водоеме области господин Капитонов. — На остальных 20 % работают несколько рыболовных организаций, и мы в том числе. Рыба с Чанов — единственная, что у «Камшата» из Новосибирской области, остальное — привозное».
«Рыбалка на водохранилище и реке в этом году плохая из-за колебаний уровня воды, — комментирует Алексей Гусев, руководитель клуба рыболовных путешествий «Подсекай». — Имеются в виду такие рыбы, как окунь, судак, щука. Судак за килограмм — уже редкость. Белорыбица — язь, лещ, — наоборот, ловится на всех речушках и на Оби очень хорошо.
Хорошая рыбалка на Чанах в этом году — окунь ловится просто невероятно».
Рыба озера Чаны, согласно исследованию, на которое ссылается Николай Денисов, до сих пор не заражена описторхозом (за исключением частичного заражения в притоках озера Малые Чаны).
Главным очагом описторхоза остается Обское водохранилище, однако вопрос о том, можно ли бороться с описторхозом приумножаемой сейчас рыбы, не вызывает у начальника отдела водных биологических ресурсов энтузиазма: «Ситуация не становится хуже и не становится лучше, естественный очаг описторхоза был здесь всегда задолго до нас. Главное тщательно обрабатывать рыбу».
Врачи-гастроэнтерологи придерживаются противоположной точки зрения. Судя по обзвону нескольких клиник, предлагающих помимо прочего и лечение от паразитов, ваш доктор, скорее всего, не вдаваясь в подробности, посоветует держаться подальше от речной рыбы вообще.
«Заражение речной рыбы — настолько распространенное явление, что предубеждение против нее обосновано, — комментирует Инна Сидоровец, гастроэнтеролог клиники «Ваше здоровье». — Сами врачи стараются ее не употреблять, как и пролеченные пациенты».
Елена Полякова
Фото thinkstockphotos.com